|
|
N°153, 23 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гран-при из Кижей привез «Трамвай»
Подведены итоги международного фестиваля анимации «Крок»
Вчера в Москве состоялось торжественное закрытие IX Международного фестиваля анимационных фильмов «Крок-2002». Восемь дней назад теплоход «Виссарион Белинский» отправился от речного вокзала Петербурга в недельное путешествие, во время которого многочисленные гости, участники и члены жюри смотрели бесчисленное количество мультфильмов, рекламных клипов и сериалов, свезенных на борт почти со всех частей света (фильмы представили Австралия, Армения, Белоруссия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Иран, Италия, Израиль, Канада, Нидерланды, Португалия, США, Узбекистан, Украина, Франция, Чехия, Швеция, Эстония). Конкуренцию анимационным фильмам составили роскошные пейзажи, благо теплоход плыл по маршруту Петербург--Валаам--Свирьстрой--Петрозаводск--Вытегра--Горицы--Москва. В прежние годы «Крок» все больше путешествовал по Украине, так как фестиваль является плодом русско-украинской дружбы, с преобладанием Украины (учредители: министерство культуры и искусств Украины, Министерство культуры РФ, союзы кинематографистов Украины и России, Конференция союзов кинематографистов, администрация города Киева). Поэтому обычно он и длился дольше -- около двух недель. Сокращение сроков связано с возникшими на территории России сложностями технического характера, но они сказались и на интенсивности работы фестиваля.
По словам директора фестиваля Ирины Капличной, в программе, на этот раз посвященной взаимодействию телевидения и мультипликационного искусства, только в конкурсе представлено более двухсот произведений, еще сорок -- в панораме. Особо добросовестным зрителям за неделю в режиме нон-стоп пришлось посмотреть почти триста работ. Были, правда, среди них и совсем короткие -- клипы и рекламные заставки.
В соответствии с идеей фестиваля конкурсы разделились: в одном соревновались авторские картины (отдельным списком внутри него шли дебюты), снятые по велению души, в другом -- коммерческие, созданные по заказу. Число российских участников в конкурсе авторского кино наиболее велико. Особенно если прибавить к ним совместные проекты, сделанные в основном силами российских художников, а также работы из бывших братских республик, авторы которых выращены на российской почве, в одной кинематографической школе и говорят на одном языке.
Наблюдатели отмечают, что российским (и близким к ним) аниматорам авторское кино удается лучше, чем коммерческое. Понятно, что среди зарубежных картин ситуация обратная.
В соответствии с этим вынесли свое решение члены жюри. Гран-при в результате достался фильму украинского аниматора Степана Коваля «Шел трамвай №9». А среди авторских картин первое место занял Михаил Адашин со своими знаменитыми «Букашками» (он набрал самый высокий рейтинг на российском фестивале в Суздале, где, впрочем, главный приз решили не присуждать). Среди детских мультфильмов победила бельгийская картина «Счастливый возраст» -- сентиментально-гуманная история про бездомных животных. А из сериалов лучшим признано британское «Вторжение», черно-белая лента с жестко-уродливым изображением, как можно догадаться, про плохих инопланетян.
Глеб МЫШКИН