|
|
N°153, 23 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
МНС ни в чем не виновато
Собирать налоги ему мешает несовершенство законодательства
Министерство по налогам и сборам продолжает оправдываться за фиаско, которое оно потерпело в первом полугодии со сбором налогов. В минувший вторник глава государства потребовал от министра по налогам и сборам Геннадия Букаева разъяснений, где налоговое ведомство собирается изыскивать недобранные налоговиками за первое полугодие 37 млрд руб. Своеобразным ответом на упреки президента стал брифинг начальника управления налоговой задолженности МНС РФ Сергея Хурсевича. По его словам, для выполнения плана по сбору текущих налогов не обойтись без взыскания по долгам прошлых лет.
Взыскание долгов -- это уже третья мера, предложенная налоговиками в этом году для восполнения бюджету недостающих денег. Еще в феврале, когда президент впервые отметил, что бюджет недополучает налоги, Букаев заявил, что собрать их в текущем году ему поможет «усиление налогового администрирования». Суть администрирования по Букаеву сводилась к усилению контроля за своевременностью уплаты налогов.
«Администрирование» не помогло. Налоговое ведомство объяснило, что это не его вина, а законодателей, недостаточно тщательно проработавших Налоговый кодекс. Дескать, депутаты и порядок взимания основного бюджетообразующего налога, налога на прибыль, не смогли четко прописать, да еще ввели в середине года задним числом ряд налоговых льгот.
Жаловаться налоговики могут на кого угодно, но за сбор налогов отвечают они, а не законодатели. Поэтому в августе они вышли с новой инициативой по улучшению собираемости налогов -- введением налогового мониторинга крупнейших предприятий. Похоже, что большого результата от этого не ждут и сами налоговики.
И главным орудием выполнения налогового плана объявлен сбор долгов прошлых лет. Активизируя вялотекущую кампанию, налоговики называют конкретные суммы, которые получит бюджет от ее реализации. Как заявил на вчерашней пресс-конференции г-н Хурсевич, в текущем году в счет погашения реструктурированной налоговой задолженности прошлых лет уже поступило в бюджет 48 млрд рублей.
Казалось бы, эта цифра перекрывает сумму несобранных налогов за первое полугодие. Однако показатель по погашению долгов прошлых лет был заложен отдельной строкой в годовое задание по сбору налогов. И дополнительными доходами их нельзя назвать ни в коем случае. В прошлом году МНС широко проводило кампанию по реструктуризации налоговых долгов на небывало льготных условиях. Долги можно уплатить в рассрочку в течение десяти последующих лет. Желающих получить возможность рассрочки долгов оказалось немало -- 45 тыс. предприятий. Именно они и перечислили в бюджет названные 48 млрд рублей.
Так что дополнительные деньги налоговики могут выручить только за счет тех, кто вообще не намерен рассчитываться по долгам. Общая сумма недоимки платежей от «лежачих» предприятий -- 245 млрд рублей. Поступи такая сумма в бюджет живыми деньгами -- налоговики могли бы считать себя героями.
На практике взыскать долги с того, кто не хочет их платить, предельно сложно. Тем более что инициировать банкротство должника налоговики не имеют права, пока не используют весь спектр иных мер принудительного взыскания. Как пояснил газете «Время новостей» г-н Хурсевич, такая действенная, казалось бы, мера, как «взыскание на имущество должника», принесла в текущем году в бюджет немногим больше 4 млрд руб. Вся проблема в том, что закон об исполнительном производстве дает судебным приставам лишь два месяца на розыск имущества и наложение взыскания. Этого времени приставам катастрофически не хватает. Банкротство должника, если до этого доходит дело, тоже не панацея, ведь большинство банкротных дел длится не менее полутора-двух лет. Вот и получается, что собрать налоги налоговикам мешает несовершенство Налогового кодекса, взыскать долги -- несовершенство законодательства о банкротстве. А само МНС делает все, что в его силах.
Ирина СКЛЯРОВА