|
|
N°153, 24 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть у революции начало
В пожаре народного гнева сгорели шедевры сербского искусства
Революционная эйфория в Югославии проходит, и наступают мрачные будни. На восстановление здания парламента, ставшего жертвой народных масс, уйдет три месяца, подсчитали белградские власти. Во время пожара 5 октября выгорело 18 помещений дворца, построенного в 20-е годы в стиле неоклассицизма, в том числе кабинет спикера, оформленный по проекту русского архитектора Николая Краснова, и так называемый салон князя Петра, самый роскошный зал во всем здании. Оккупировавшие парламент демонстранты вышвыривали из окон не только ножки стульев, пишущие машинки и портреты Слободана Милошевича, но и кипы избирательных бюллетеней, которые обрабатывала (по другим данным - подтасовывала) работавшая в помещениях Скупщины избирательная комиссия. Выяснилось, с одной стороны, что многие «лишние» бюллетени были уже заполнены на имя так и не ставшего повторно главой государства Милошевича, а с другой - что из-за пожара так никогда и не удастся точно узнать, сколько именно голосов получил кандидат оппозиционных сил Воислав Коштуница.
Ночью с 12-го на 13-е октября я попал в никем не охранявшееся (или плохо охранявшееся) здание парламента, зато днем следующего дня сделать этого уже не смог: Скупщину взяла под охрану «группа граждан», сурово требовавшая от любознательных посетителей специального разрешения новой власти. Но и ночью я разглядел, что революционный гнев был беспощадным: граждане не только сдирали со стен картины и лупили по головам гипсовых и мраморных статуй (несколько скульптур - разбиты до мелкой крошки), но и крушили все, что ни попадя: сбивали люстры, рвали книги, ломали мебель.
Героически во время революционного пожара повел себя сотрудник Национального музея Джордже Яксимович: он остановил огонь в парламентской библиотеке, насчитывающей около 60 тыс. томов. Правда, во время этого пожара лопнули водоводные трубы, отчего утонул архив Скупщины, а огонь полностью уничтожил каталог библиотеки. Реставратор Национального музея Радован Пильяк в общей суматохе собрал группу добровольцев, вместе с которыми сумел спасти от верной гибели 34 картины, в том числе - 9 портретов спикеров парламента разного времени кисти одного из немногих хорошо известных за границами страны сербского художника Уроша Предича. Работам других мастеров повезло меньше: из 161 картины из коллекции Национального музея, вывешенных в кабинетах и залах парламента, осталось только 73, причем лишь 30 - в полной сохранности. Детективы, расследующие события 5 октября, считают, что в разграблении Скупщины принимали участие и специалисты, точно знавшие, «что где висит» и что из того, что «висит» - подороже. Однако продать краденное преступникам будет сложно: все художественные ценности из собрания Скупщины инвентаризованы, а в полицию уже отправлены фотографии пропавших произведений искусства. Один из белградских коллекционеров сообщил журналистам, что к нему обратился по телефону неизвестный, предложивший купить одну из ранее украшавших здание парламента картин.
Победоносный блок Демократическая оппозиция Сербии уже 6 октября призвал граждан вернуть украденное, и кое-что возвратили. На одной из городских мусорных свалок нашли аккуратно завернутое в полиэлитеновый пакет полотно работы Ивана Радовича. Живущий в Сомборе художник Владимир Спасич получил одну свою картину из собрания Скупщины по почте; еще одну картину (и одну раму - отдельно) неизвестные оставили у входа в белградский «Инвест-банк». Полицейское расследование тоже принесло некоторые результаты: в минувшую пятницу арестованы двое молодых людей, у которых обнаружены две картины, одна скульптура и старинный стул.
А сербское общество терзается философским вопросом: называть ли разграбление Скупщины вандализмом - или считать случившееся «побочным эффектом» революции? В конце концов, говорят, после штурма Зимнего, на дне фарфоровых китайских ваз тоже находили отнюдь не золотые монеты.
Андрей СТАХОВ, Белград