|
|
N°191, 19 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Попробуй спеть вместе, как Цой
О новых российских CD
Музыка к фильму «Игла. Remix» (CD+DVD, «Союз»). «Раньше у нас было так много комнат,/ Полных людей, полных идей./ А сейчас ничего, только рыба гниет/ С головы у фашистских детей». Угадайте, кому из героев русского рока принадлежат строчки? Это не Александр Башлачев, не Юрий Шевчук, да и к явно спародированному здесь Михаилу Борзыкину, автору песен «Рыба гниет с головы» и «Твой папа -- фашист», строчки если и имеют отношение, то очень косвенное. А написал вирши Виктор Цой, лидер группы «Кино», культовый человек и вообще, как принято говорить в таких случаях, наше все. Это вторая часть первой строфы его малоизвестного стихотворения «Дети минут». Из него песню «Дети минут» недавно сделала группа «Ю-Питер» Вячеслава Бутусова и бывшего гитариста «Кино» Юрия Каспаряна. Уже с весны «Ю-Питер» играл ее на своих концертах. Теперь песня -- в саундтреке фильма «Игла. Remix» Рашида Нугманова. Правда, и до этого стихотворение про детей минут, которые «никогда не поймут/ круговорота часов», звучало со сцены: первый гитарист «Кино» Алексей Рыбин (этакий Пит Бест русского рока) 20 июня 1992 года исполнил ее в «Лужниках» в сопровождении активно тогда раскручиваемой группы «Атас», которая потом быстро канула в Лету. Их версию можно посмотреть на rutube.ru. Предваряя выступление, Рыбин сказал, что это стихотворение «Витя подарил нашему другу Саше Липницкому», басисту группы «Звуки Му».
Я так долго и нудно рассказывал о «Детях минут» потому, что про собственно диск саундтреком сказать что-либо вразумительное затруднительно. Во-первых, это не совсем т.н. пластинка, а CD и DVD. На DVD -- трейлер, из которого ничего не понятно, что для трейлера любого фильма скорее плюс, чем минус, а также спич Мамонова о вреде алкоголя, видеоклип тех же «Детей минут»... CD пощедрее будет: 24 трека, почти все -- новые переработки классических песен группы «Кино», сделанные самими же участниками группы, то есть Каспаряном, Тихомировым и Гуряновым, несколько новых инструментальных треков в исполнении славной троицы. Плюс треки Игоря Вдовина и Messer Chups. В общем, вещь на любителя. Хотя освеженные (чтобы не сказать «освежеванные») песни Цоя послушать любопытно. Оригиналам они ничего не добавляют. Даже наоборот, хочется достать с антресолей магнитофон и кассеты двадцатилетней давности. Тоже ведь результат в каком-то смысле.
Ivan Farmakovsky. The Way Home (Butman Music). Пару лет назад пианист Иван Фармаковский взял очень хороший старт для развития сольной карьеры -- он записал очень интересный и совершенно некоммерческий альбом в США с американскими музыкантами (см. «Время новостей» от 23 апреля 2009 года). Второй альбом опять-таки записан в Штатах, и опять-таки смешанным составом: наши, саксофонист Дмитрий Моспан и мощный вездесущий контрабасист Антон Ревнюк, а также американский барабанщик по имени Доналд Эдвардс.
Альбом, как и вышеупомянутый первенец Next to the Shadow, выпущен лейблом Игоря Бутмана, однако на этом сходство пластинок заканчивается. Предыдущий -- буйство духовых, заливистая медь и искрящийся звук, этот -- более самоуглубленный. Не в смысле замороченный, а в том смысле, что без внешних эффектов. Да, это на любителя, на любителя камерного джаза в его современном состоянии, и такой любитель оценит и фанковые мелодии Фармаковского, и гулкие контрабасные «хуки» Ревнюка (кажется, что на сведении контру слишком глубоко утопили, но вслушиваться стоит), и отменный сопрано-саксофон Моспана. Нет, на теноре означенный музыкант тоже вполне себе хорош (отметим «мясо» в заключительном треке, «Оранжевая песня»), но я лично просто люблю сопрано, а записей с этим инструментом не так много, вот и отмечаю особо, в качестве «фишки». А вообще мне, честно говоря, просто нравится манера игры Фармаковского и его мелодическое мышление. Сочинено и аранжировано все так очень плотненько, без воздуха и свободных кусков. С подобными исходными данными трудно сделать плохой альбом.
На альбоме почти все -- авторские вещи Ивана, кроме лиричной Morning Blues культового человека Мишеля Петруччиани, «Полюшка-поля» и «Оранжевой песни». Фармаковского иногда пытаются позиционировать как «обработчика» старых советских песен, но, как и у Херби Хенкока, игравшего All Apologies Курта Кобейна, на выходе все равно получается нормальный джаз: современный, укорененный в 50-х.
А вообще Фармаковский развил такую деятельность -- концертную и студийную, что скоро превратится в символ отечественного джазового фортепиано, какими в советское время, по тогдашним детским ощущениям неносителя джазовой культуры, являлись Игорь Бриль, Даниил Крамер и, допустим, Леонид Чижик.
Александр БЕЛЯЕВ