|
|
N°152, 22 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Слабое звено» Enron
Топ-менеджеры корпорации любили деньги, блондинов и «Звездные войны»
Руководители обанкротившейся энергетической корпорации Enron сдаются правосудию -- в Хьюстоне признал себя виновным по двум обвинениям (отмывание денег и мошенничество) бывший директор глобальных финансовых проектов корпорации Майкл Коппер. Он вернет 12 млн долларов. Еще больше следствие уповает на то, что он поможет засадить за решетку прочих воротил крахнувшегося гиганта: президента Кеннета Лэя, исполнительного директора Джеффри Скиллинга и финансового директора Эндрю Фастоу.
Коппер стал первой крупной добычей созданной в январе специальной следственной группы. На прошлой неделе сенатор Дуглас Дорган поинтересовался у генпрокурора Эшкрофта, почему по первому из цепочки потрясших Америку корпоративных скандалов «не предпринято никаких действий против замешанных лиц». Как по мановению волшебной палочки публике был явлен результат. «Тут столько политической горячки, что трубы перегреты. Вместо тщательного расследования Вашингтон собирает скальпы перед ноябрьскими выборами в конгресс», -- говорит известный адвокат из Хьюстона Майк Рамсей.
Следствие выбрало в слаженной команде Enron самое слабое звено. 37-летний Коппер вырос в богатом районе Лонг-Айленд в Нью-Йорке. Он учился сперва в Университете Дьюк, где снискал репутацию спокойного, но амбициозного студента, потом в Лондонской школе экономики. После прихода в Enron в 1994 году он быстро стал правой рукой финансового директора Фастоу. «Они чувствовали себя неприкасаемыми, считали себя ловчее и лучше других», -- говорят сослуживцы. У Коппера появились костюмы от Armani и Zegna, фешенебельный дом со стеклянной винтовой лестницей и гаражом на три автомобиля в хьюстонском районе Ривер Оакс.
Источник богатства топ-менеджера -- не честная прибыль Enron от торговли энергоносителями, а махинации. В 1997 году Фастоу для сокрытия 600 млн долл. долгов Enron создал подставную компанию Chewco. Компания была названа по имени героя «Звездных войн» Чубакки -- покрытого шерстью космопилота-контрабандиста, верного, сильного и отчаянно нуждающегося в наличных деньгах партнера Хана Соло. По иронии во главе Chewco Фастоу поставил очкарика Коппера. В паре с Уильямом Додсоном под вымышленными именами Коппер внес в компанию инвестиций на 125 тыс. долл. Взамен они получили 10,5 млн долл. В прошлом году Enron была вынуждена выкупить Chewco вместе с убытком в размере 405 млн долл., после чего компания полетела в пропасть банкротства. Акционеры и служащие компании лишились миллиардов. Фастоу и Коппер, покинувший Enron при первых признаках надвигающейся катастрофы, обогатились на 50 млн долларов.
В 2000 году Фастоу и Коппер создали компанию Southampton Place, внесли свою долю по 25 тыс. долл. каждый. Через несколько месяцев они получили 4,5 млн прибыли. Помогавшим им банкирам из National Westminster Bank уже предъявлено обвинение. Следователи использовали данный факт для давления на Коппера, дав понять, что расследование продвинулось далеко и его значимость как свидетеля падает. Коппер понял серьезность ситуации и перестал ссылаться на пресловутую «пятую поправку», дающую американцам возможность не свидетельствовать во вред себе.
Скандал вокруг Enron вдохновил гомосексуальное сообщество Хьюстона на обсуждение преимуществ однополой семейной жизни. Закон такие семьи не признает, но финансовый гений Коппера и здесь нашел выгоду. Он позволял партнеру по жизни и бизнесу Додсону, 45-летнему голубоглазому блондину, владеть совместными компаниями, что было запрещено традиционно женатым руководителям Enron.
Андрей ЗЛОБИН