|
|
N°188, 14 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жертвы на алтарь бюджета
РСПП предостерегает государство от дальнейшего роста налогов
Бизнес-сообщество, всерьез обеспокоенное предстоящим в ближайшие три года ростом налоговой нагрузки, хотело бы заручиться гарантиями того, что хотя бы это повышение будет окончательным. На правлении Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) вчера было представлено исследование «об изменении уровня прямой и косвенной нагрузки на российский бизнес в посткризисный период». Основной вывод исследования: ухудшились условия работы практически для всех видов предприятий. По словам президента РСПП Александра Шохина, предприниматели понимают озабоченность государства ситуацией с бюджетом. Однако правительству следует осознавать риск того, что увеличение налоговой нагрузки может привести к сокращению рабочих мест и программ развития, а это уже удар по инвестиционной привлекательности страны и шансам на модернизацию экономики.
Как раз накануне на встрече с другим бизнес-союзом -- «Деловой Россией» -- премьер-министр Владимир Путин заявил, что только в случае отказа «от всяких серых и темных схем» правительство «сможет и дальше проводить линию на снижение бюрократических барьеров, в том числе и в налоговой сфере». Получается, что правительство будет заниматься улучшением инвестиционного климата только в том случае, если бизнес будет хорошо себя вести, в первую очередь это, конечно, относится к уплате налогов. Однако в РСПП не хотят мириться с такой постановкой вопроса. «Снижение административной нагрузки является не компенсацией за сохранение высокого уровня финансовой нагрузки, а обязательным условием повышения качества инвестиционного климата» -- таков один из главных выводов исследования. Поэтому, по мнению членов РСПП, «необходимо отказаться от дальнейшего роста нагрузки на бизнес и законодательно зафиксировать перечень мер по стимулированию инвестиционной активности компаний в среднесрочной перспективе».
По мнению экспертов, опасения бизнеса относительно дальнейшего повышения налогов имеют под собой основания. «Бюджет-2011 составлен по максимуму и по цене на нефть, и по доходам от приватизации, и по темпам экономического роста. Если что-то пойдет не так, то правительству просто нужны будут еще деньги. У властей нет никаких сдерживающих факторов, чтобы не вернуться к теме повышения налогов. Достаточно посмотреть, с какой легкостью правительство в этом году приняло решение о повышении налогового бремени на 1% ВВП», -- сказал «Времени новостей» директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко.
С другой стороны, как сказано в докладе, «наиболее жесткий вариант -- закрытие бизнеса -- может стать актуальным при сохранении текущей тенденции, а именно роста бюджетных доходов при сохранении текущего качества госуслуг». Менеджер отдела налогообложения аудиторско-консалтинговой компании «Грант Торнтон» Надежда Зубкова напоминает, что примеры того, как бизнес реагирует на рост нагрузки, уже есть. «Законодательного запрета на повышение налогов нет, все строится исключительно на обещаниях руководства страны. Другой вопрос, что повышение налогов может не достичь своей цели, а именно повышения доходов бюджета. Пример тому мы уже видим -- Фонд соцстраха заявляет о том, что с 2010 года расслоение в зарплатах намного увеличилось. На мой взгляд, это однозначный показатель того, что компании начали выплачивать зарплату нескольких сотрудников на одного, не облагая взносами суммы, превышающие 415 тыс. руб. Получается, что налог повысили, а нужного эффекта не добились», -- рассказала она "Времени новостей".
По мнению г-жи Зубковой, даже если правительство пойдет на повышение налогов, это можно будет компенсировать введением системы льгот. «Но выстроить их сбалансированную систему, чтобы поддержать именно тех, кого следует, и избежать злоупотреблений нелегко и небыстро», -- предупреждает эксперт. На вчерашнем заседании были озвучены предложения РСПП по компенсации роста налоговой нагрузки. Это введение инвестиционной льготы для снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль или повышение амортизационной прибыли с 30 до 50%. Вторая мера -- вывод из-под налогообложения доходов от реализации ценных бумаг при условии, что они принадлежали налогоплательщику более пяти лет. А также освобождение от налога на имущество технологического оборудования в течение трех лет после ввода в эксплуатацию.
«Рост нагрузки в посткризисный период означает, что для государства стабильность бюджета сейчас важнее устойчивых доходов в перспективе», -- отмечается в докладе. «Дилемма -- либерализм и общее снижение нагрузки на предпринимателей или дирижизм и «ручное управление» с усилением распределительной функции бюджета -- решается в пользу дирижизма», -- полагают в РСПП.
Вера СИТНИНА