Время новостей
     N°188, 14 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.10.2010
Ожидали как всегда, а вышло все же лучше
Новый имидж Московского дома фотографии
Случилось так, что открывшееся во вторник для публики новое здание Московского дома фотографии (адрес прописки старый) стало последним большим проектом столицы, завершенным при мэре Юрии Лужкове. Реконструкция и реставрация здания по адресу: Остоженка, 16, выполнялись институцией «Моспроект-4» и ее главным архитектором Андреем Боковым. Чего греха таить: все ожидали, что выйдет нечто, подобное реконструкции Боковым литературного музея Пушкина на углу Хрущевского и Гагаринского: по отношению к старой Москве это типичный лужковский «слон в посудной лавке». Регулярно проходя мимо новостройки МДФ по Остоженке поводов для оптимизма, признаться, обнаруживал немного: в глубь исторического участка здание въехало эдаким стеклянным пеналом, имитируя хай-тек. А ради формального соблюдения законности об охране памятников к пеналу буквально приклеили трехэтажный фасад особнячка, что находится на углу Остоженки и Лопухинского переулка. Не понаслышке известно, что за каждый сантиметр внутреннего пространства сотрудники МДФ во главе с Ольгой Свибловой боролись насмерть. И вот оно чудо: внутри вышел весьма достойный музей современного искусства европейского уровня. Принцип планировки его -- раскручивающаяся на четыре этажа система пандусов: отсыл к знаменитой спирали музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Однако в отличие от гуггенхаймовской спирали в здании МДФ множество глубоких внутренних клапанов-карманов. Это большие залы, в которых можно делать разные изолированные друг от друга экспозиции. Огромный подвальный этаж также предназначен для выставок. Помимо фондохранилищ имеются конференц-зал, публичная библиотека по фотографии и современному искусству, реставрационная мастерская, фотолаборатория, детская фотостудия. Общая площадь нового старого дома (который теперь называется Мультимедиа-артмузей, Москва) около 9 тыс. кв. м. Выставкам отведено 2,5 тыс. кв. м -- очень даже прилично. А то, что пространство его вышло немного похожим и на диагональные ракурсы Родченко (на чем настаивает Ольга Свиблова), и на кряжистые квадратные формы апартаментов помещика Собакевича, и на антикварные уже ноу-хау советского модернизма периода оттепели, -- так это же все наше, родное, и нам с этим жить и работать.

Гениальность кураторской стратегии директора МДФ (теперь -- МАММ) Ольги Свибловой в том, что открытие она сделала мероприятием антиофициозным, с настоящим драйвом, наследующим эпохе близкого самой Ольге сквотского движения и всякого рода неформальных акций. Главным экспонентом сегодняшнего МАММ (помимо почтенного архива фотографий из собрания музея и замечательной выставки Сергея Берменьева, запечатлевшего Иосифа Бродского в последний год жизни) стал архив интернационального движения 60--70-х годов (хотя активисты трудятся и по сей день) Fluxus, радикальных нарушителей границ языка искусства, ниспровергателей всяческих авторитетов, хулиганов не хуже дадаистов или русских футуристов. Среди акций Fluxus (от латинского -- «поток, течение») многие в сегодняшней Москве воспримутся «пощечиной общественному вкусу» и всколыхнут ханжеское общественное мнение по полной. Джордж Мациунас, Нам Джун Пайк, Джон Кейдж, Йоко Оно, Йозеф Бойс в разное время всяк по-своему обустраивали именно что коммунальное пространство культуры, в которой смыслы акций угадывались в преодолении любой стереотипной конвенциональности. В залах МАММ на выставке «Флюксус: поживем -- увидим» (фраза записана за акционистом Робером Филиу) можно увидеть покрашенные во французский триколор костыли Сержа III и услышать, например, «Бесшумную музыку» Такако Саито: в прозрачной коробке просто собран пух одуванчиков, или повертеть «Колесо» Робера Филиу, наследника объектов Марселя Дюшана, превращенного им в коллективную поэму, или поучаствовать в «Оммаже Джону Кейджу» Бена Вотье: это перфоманс для всех, предполагающий кидание теннисных мячей в коробку со струнами рояля. Сам лидер Флюксуса Бен Вотье приехал на вернисаж и устроил перфоманс с коллективным разрыванием и киданием вверх упаковочной бумаги: такова замена избитых жестов открытия с ритуальным разрезыванием ленточек. Бен говорит о том, что Флюксус -- искусство позиции, когда жизнь берет верх над эстетикой. Его коллеги сформулировали принципы Флюксуса, которые можно увидеть на стендах выставки под названием «Картонная история Флюксуса». В частности, Дик Хиггинс перечисляет интернационализм, экспериментаторство, интермедиа, сопричастность, игру или розыгрыш и другие. Парадокс, однако, в том, что, несмотря на заявленное категорическое размежевание с территорией искусства, лучшие объекты выставки убеждают как состоявшиеся виртуозные пластические приключения, к тому погруженные в исторический диалог с историей культуры, от которой они находятся в какой-то даже трогательной детской зависимости. В этом плане характерна работа Жана Дюпюи: корпус наподобие стереопроектора с двумя линзами. Смотришь в одну -- пустой экран, в другой -- Иоанн Креститель Леонардо да Винчи. В оба глаза: мерцающее исчезновение -- проявление культуры, боязнь утраты ее в суете «актуальной» артжизни.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки