Правительство России приняло решение заключить новый контракт с генеральным директором Большого театра Анатолием Иксановым. По данным "Времени новостей", вчера он был подписан обеими сторонами. Таким образом, именно нынешнему гендиректору Большого предстоит довести до конца
реконструкцию исторического здания театра. При этом стоит отметить, что недавно г-н Иксанов представил амбициозную пятилетнюю программу развития репертуара Большого, а также назначил нового художественного руководителя и главного режиссера.
Второй пятилетний контракт г-на Иксанова закончился еще в начале сентября. Задержка с переназначением вызвана бюрократическими причинами: правительство занималось внесением изменений в устав Большого. По новому уставу театр подчиняется непосредственно Белому дому, а не Минкультуры и контракт с гендиректором заключает не министерство, а кабинет министров.
Однако новый договор с Анатолием Иксановым «усеченный» -- лишь на три года. Сокращение стандартного срока, очевидно, стало следствием борьбы, которая развернулась за пост гендиректора театра в коридорах власти. Несмотря на кажущуюся безальтернативность фигуры Иксанова, именно в ожидании близящегося завершения реконструкции исторического здания театра у него появились конкуренты. Как рассказывает информированный источник «Времени новостей» в Белом доме, в июле министр культуры Александр Авдеев представил Владимиру Путину на должность главы театра кандидатуру советника президента по культуре Юрия Лаптева. При этом, рассказывает чиновник, действия г-на Авдеева с трудом поддаются не только бюрократической, но и обычной логике.
«Прекрасно зная, что Большой театр находится в зоне особого внимания президента, он, например, не поставил Дмитрия Анатольевича в известность о том, что уводит у него советника. А Владимира Владимировича, в свою очередь, не поставил в известность о том, что скрыл все от президента. Не говоря уже о том, что не в курсе оказалась и созданная президентом рабочая группа по реконструкции Большого под руководством Беглова (группа была создана в 2009 году, руководить ее работой президент Медведев поручил заместителю главы своей администрации Александру Беглову. --
Ред.)», -- рассказывает собеседник «Времени новостей». Возможно, иронизирует он, г-н Авдеев читал в прессе о якобы непростых отношениях президента и премьера и рассчитывал на этом сыграть. «Но у Медведева и Путина, когда они свели концы с концами в этой истории, осталось лишь недоумение по поводу действий министра культуры. Тем более что не было никаких убедительных аргументов о том, почему надо менять Иксанова в тот момент, когда предстоит завершение реконструкции и сложный этап переезда на новую-старую сцену. Чем он руководствовался, чьи интересы отстаивал -- то ли растущего Михайловского театра, то ли иностранных конкурентов, так никто и не понял», -- заключает чиновник.
Как бы то ни было, уже к моменту формального истечения контракта г-на Иксанова вопрос его сохранения во главе Большого был согласован Кремлем и Белым домом. А его неудачливый конкурент дал пространное интервью «Известиям», в котором поведал: «Главная ипостась у меня одна -- советник президента». На вопрос же, каких советов ждет от него президент Медведев, Юрий Лаптев ответил туманно: «Думаю, это слишком прямолинейная трактовка должности». Как утверждают источники «Времени новостей» в Кремле, за все время президентства г-на Медведева его советник по культуре ни разу не встречался с главой государства один на один. Зато при подготовке недавней встречи президента с театральными деятелями г-н Лаптев якобы не постеснялся вычеркнуть из списка приглашенных имя г-на Иксанова. Однако вышестоящие сотрудники администрации рассудили, что гендиректору Большого все-таки полагается участвовать в таком мероприятии. Ирония судьбы заключается в том, что контракт с Анатолием Иксановым от имени правительства выпало подписать министру культуры.
Анатолий Иксанов возглавил Большой в 2000 году. Опыт и репутация просвещенного театрального менеджера вкупе с дипломатическими способностями сразу сделали из Иксанова директора-реформатора, который успешно проводил реорганизацию системы продажи билетов, структуры финансирования и управления в театре.
Иксанов сразу начал публично говорить о неповоротливости трудового законодательства, делающего невозможным обновление труппы, но тем не менее запустил процесс избавления ее от так называемого балласта. В то же время Иксанов категорически заявлял, что не имеет творческих амбиций. Несмотря на это, скоро от директора стали ждать не только административно-хозяйственных реформ. В глазах публики на него постепенно ложилась ответственность за художественную стратегию и концепцию развития театра. Между тем одним из принципиальных условий прихода Иксанова в Большой было то, что с ним рядом будет работать художественный руководитель. Однако назначенный вместе с Иксановым Геннадий Рождественский быстро ушел из театра с большим скандалом. На публичные обвинения Рождественского директор предпочел не отвечать и с тех пор почти всегда придерживался этой тактики.
Только однажды он изменил выбранному стилю поведения и довольно хлестко ответил на скандальное заявление Галины Вишневской, возмущенной спектаклем Дмитрия Чернякова «Евгений Онегин». В ответ на отказ праздновать юбилей в театре Иксанов написал вежливое письмо, заканчивавшееся словами: «Некоторые вообще празднуют юбилеи дома».
Место Рождественского занял молодой Александр Ведерников, что в тот момент было определенно смелым решением. Очевидно, что концепция лавирования между консервативным и прогрессивным репертуаром в условиях реконструкции исторической сцены, которую более или менее отчетливо формулировал Ведерников (одним из ее удачных воплощений стала, например, аккуратная реставрация старого «Бориса Годунова», другим -- такие премьеры, как «Евгений Онегин» и «Воццек» Дмитрия Чернякова), в свое время разрабатывалась вместе с Иксановым. Не менее очевидно, что идея приглашения в театр маститых театральных режиссеров (на них возлагалась задача вывести оперную режиссуру из полномасштабного кризиса) принадлежала гендиректору. В течение нескольких лет в театре один за другим появлялись театральные мэтры -- от Някрошюса до Сокурова. И ни один из них не создал по-настоящему успешного спектакля. Концепция балансирования между реставраторским и революционным подходом к репертуару и к труппе начала постепенно сходить на нет. Возможно, ставка на громкие режиссерские имена изначально была обречена на неуспех. Тем не менее это время не было потрачено впустую. Большой, не формулируя четкой стратегии, устанавливал новые отношения с мировыми театрами, вступал в более или менее успешные копродукции и делал в разной степени удачные покупки. Театр очевидным образом стал менее кастовым, более гибким и открытым современному художественному процессу. При этом труппа, которой пришлось не только столкнуться с эстетикой европейского театра, но и, например, научиться петь на языке оригинала (!), за десять лет практически сохранилась (вместе с не поддающимся увольнению «балластом»). Несколько молодых перспективных солистов ушли из Большого (например, Сергей Дунаев, которого для участия в «Евгении Онегине» уже пришлось выписывать из другого театра), но появились несколько новых, в том числе Екатерина Щербаченко, Анна Аглатова. Из свежих приобретений -- Динара Алиева. Так что на фоне отсутствия реальной ротации возрастных кадров (средний возраст -- почти 47 лет) можно сказать, что и труппа не разбежалась. В балете и вовсе выросло новое поколение звезд.
Так или иначе за десять лет, прошедших после эпохи Владимира Васильева, Большой театр приобрел более человеческий, адекватный имидж и сохранил значимость бренда, насыщенного уже новыми смыслами и поддающегося дискуссии о перспективах и подходах к развитию театрального дела.
Одна из важных заслуг Иксанова --
приглашение Алексея Ратманского, которого не удалось удержать в театре, но работа которого стала для коллектива принципиальной. Несколько большая, чем, вероятно, следовало бы, ставка была сделана общественностью на
назначение музыкальным руководителем Леонида Десятникова. Публика с готовностью приписала гендиректору решение превратить Большой в современный европейский театр -- с командой приглашенных дирижеров и руководителем-идеологом, на манер Парижской оперы. Но не обратила внимания на слова Иксанова: «А там посмотрим. Со временем определимся», -- словно это был только реверанс для сторонников «сильной дирижерской руки». Это сотрудничество не переросло в долгосрочный проект и для многих теперь выглядит заплатой -- между ушедшим со скандалом Александром Ведерниковым и только что
назначенным Василием Синайским. Но тем не менее сейчас можно говорить о вкладе Десятникова не только в обстоятельства нового появления в театре Ратманского, но и в небанальные контуры нового репертуарного плана.
Появление в Большом таких дирижеров, как Александр Лазарев, Владимир Юровский, Теодор Курентзис (в разной степени безусловных или спорных, но значительных фигур), еще одно важное решение директора. До какой степени эту инициативу удастся превратить в стабильные и предсказуемые отношения, время покажет. Подвижность, готовность корректировать и допускать посторонние влияния и компромиссные варианты, меняться, намечать непростые стратегии и осторожничать в тактических вопросах -- одновременно сильная и слабая стороны нынешнего Большого театра.
«Мы будем экспериментировать», -- пообещал в одном из интервью Василий Синайский. И добавил: «Пока балет в этом отношении более смелый». Смелым в первую очередь выглядит г-н Иксанов, который организовал совместный проект с выдающимся французским хореографом Анжеленом Прельжокажем и открыл нынешний сезон его постановкой «А дальше -- тысячелетие покоя». Даже поклонники Прельжокажа признали, что спектакль смотрится неуместно на сцене Большого и главное его достоинство -- свидетельство того, что театр находится в поиске (за рубежом, где все театры находятся в поиске, первый же показ спектакля на Лионской биеннале получил разгромную критику). На апрель запланирована другая мировая премьера, которая обещает быть менее скандальной, но зато имеет все шансы сохраниться в афише, -- Леонид Десятников заканчивает работу над музыкой к балету «Утраченные иллюзии» по Бальзаку, ставить который будет Алексей Ратманский.
Глядя в «пятилетний план» премьер и событий, с уверенностью можно говорить только то, что по четыре оперные и балетные премьеры в сезон -- это репертуарный минимум для приличного театра. А также то, что труппе театра определенно будет на чем расти, а сам список названий демонстрирует необходимое для нормального художественного процесса в театре разнообразие. Тут и Верди, и Моцарт, и даже Яначек где-то ближе к 2015 году. Имена постановщиков пока не публикуются. Этот план -- сама готовность работать. Вектор в будущее как таковой, без детальных объяснений принципов и способов реализации, какие в последние годы приходилось вырабатывать на ходу и всякий раз заново.
Впрочем, если вспомнить, что историческое здание Большого с 2005 года находится на реконструкции, которая к тому же сопровождалась разного рода скандалами, может показаться чудом, что спустя пять лет у публики и критики вообще есть возможность видеть на сцене звездных исполнителей и обсуждать качество премьер. Сегодня уже очевидно, что следующий сезон начнется с открытия «старого» здания театра.