|
|
N°187, 13 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Контракт до киевского суда доведет
Генпрокуратура Украины привлекла «Газпром» к делу «Нафтогаза»
Генеральная прокуратора Украины (ГПУ) решила вмешаться в ход дела по возврату «Нафтогазом» 11 млрд кубометров газа трейдеру RosUkrEnergo (RUE). Вчера стало известно, что ГПУ направила в арбитражный суд Москвы поручение известить «Газпром» о том, что 21 октября в Хозяйственном суде Киева состоится слушание по иску к «Нафтогазу Украины». Суть претензий участники процесса, среди которых также украинский кабинет министров и минтопэнерго страны, официально не раскрывается. Однако представитель ГПУ пояснил, что «Газпром» в данном случае не является ответчиком по делу. А процесс касается незаконного присвоения «Нафтогазом» в 2009 году 11 млрд кубометров газа, принадлежавших RUE.
Напомним, что в начале 2009 года премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что смогла приобрести в портфель «Нафтогаза» 11 млрд кубометров газа, которые находились в украинских ПХГ и принадлежали швейцарскому трейдеру. Она утверждала, что «Нафтогаз» выкупил долг RUE перед «Газпромом» на 1,7 млрд долл. и провел взаимозачет на объем газа. Цена тысячи кубометров в результате оказалась 153 долл. Проблема была в том, что взаимозачет был односторонним и трейдер своего согласия не давал. Он и стал оспаривать в международном арбитраже Стокгольма законность действий НАК.
Почему прокуроры обратились в суд только сейчас, когда RUE не только выиграл дело в столице Швеции («Нафтогаз» обязали вернуть трейдеру 12,1 млрд кубометров газа), но и почти легитимизировал это решение на территории Украины, неизвестно. Нет сведений и о том, какие именно требования ГПУ адресует госконцерну. Но с большой долей вероятности можно говорить, что иск касается одного из эпизодов соглашения между «Нафтогазом» и «Газпромом», которое в начале прошлого года позволило команде г-жи Тимошенко растаможить газ RUE.
Этот газ был закачан в ПХГ в режиме транзита и не мог быть изъят для нужд внутреннего рынка по таможенному законодательству Украины. Поэтому «Газпром» и «Нафтогаз» подписали на бумаге два контракта, согласно которому «Газпром» сначала купил у «Нафтогаза» 11 млрд кубометров, а затем продал обратно по той же цене. Второй договор послужил основанием для растаможки якобы импортного газа. Транзакция очень походила на притворную сделку, но юристы «Газпрома» в неформальной обстановке утверждали, что с их стороны «все чисто». Но со стороны «Нафтогаза» законность продажи «Газпрому» собственного газа из ПХГ, предназначенного для внутренних потребителей, вызывала большие сомнения. А если НАК продавал газ RUE, то и подавно. Эта сделка, безусловно, могла вызвать интерес у прокуроров.
Иск ГПУ вполне может усилить позиции обвинения по уголовным делам в отношении лиц, которые принимали и реализовывали решения по изъятию газа у RosUkrEnergo, его растаможке и реализации на внутреннем рынке Украины. В последнее время резко активизировалась кампания в защиту задержанных бывших чиновников таможенной службы (прежде всего экс-руководителя Анатолия Макаренко) и топ-менеджеров «Нафтогаза» (бывшего первого заместителя председателя правления Игоря Диденко) по делу об 11 млрд кубометров. А Юлия Тимошенко на днях в интервью немецкой газете заявила, что якобы служба безопасности Украины готовится арестовать и ее. Сторонники экс-премьера утверждают, что до момента возврата газа RUE говорить о факте причинения ущерба нельзя и, соответственно, содержание подозреваемых под стражей незаконно.
Алексей ГРИВАЧ