|
|
N°188, 14 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чья воля старее, та и правее
«РЭД» на московских экранах
Фрэнк Мозес (Брюс Уиллис), видный мужчина за пятьдесят, отчетливо наслаждается заслуженным отдыхом. Среди любимых его развлечений -- получить по почте пенсионный чек, порвать его, а потом позвонить в собес, где на его звонки неизменно отвечает годящаяся Мозесу в кузины Сара (Мэри Луиза Паркер), с которой у пенсионера пусть заочная, но более чем явственная симпатия. Совсем скоро должна состояться их настоящая встреча, но вместо романтического свидания Сара попадает в круговорот совершенно невообразимых событий. Как успевает объяснить ей Мозес, появившийся у нее дома без предупреждения и без стука, ему -- а стало быть, и ей -- угрожает серьезная опасность, связанная с прошлой жизнью Фрэнка, который до того, как выйти на пенсию, был агентом ЦРУ высшего класса и далеко не все его скелеты поместились в уютном домашнем шифоньере. И теперь вся надежда на давнишних напарников, с которыми Саре волей-неволей приходится познакомиться. В конторе их называют «РЭД» -- в оригинале эта аббревиатура расшифровывается как «предельно опасные отставники», а в русском дубляже проходит как «реальные, экстремальные, дерзкие». Джо Мэтьюсон (Морган Фримен), которого убивали уже столько раз, что он сбился со счета. Марвин Боггс (Джон Малкович), над которым в свое время ставили опыты с применением ЛСД, после чего в его голове окончательно сложилась предельно ясная картина всемирного заговора. Виктория (Хелен Миррен), дама приятная во всех отношениях, умеющая обращаться как со столовыми приборами на официальном банкете, так и с крупнокалиберным пулеметом, она, даже разменяв шестой десяток, волнует сердце русского шпиона Ивана Симанова (Брайан Кокс), который простил ей даже три выпущенные в упор пули. И понятно, что для этой компании в принципе нет ничего невозможного.
В этом сезоне это уже вторая экранизация комиксов компании DC про команду отставных профессионалов -- всего несколько месяцев назад по экранам прошли на редкость удачные, хоть и не собравшие серьезных денег «Лузеры» Сильвиана Уайта по серии рисованных боевиков Энди Диггла. В основу «РЭД» легли три выпуска графического романа Уоррена Эллиса и Калли Хэмнера про пожилого и бритого наголо киллера-профессионала Пола Мозеса, продолжающего, несмотря на возраст, оставаться лучшим в своем деле. В сценарии его история по настоянию продюсеров претерпела значительные изменения, и дело не только в том, что имя главного героя изменили на Фрэнк, -- в целом она стала более ироничной и не такой кровавой и насупленной, как оригинал. Хотя взрывов и стрельбы на поражение в любом случае предостаточно. Но куда большее внимание уделено шуткам про то, что «старый конь борозды не испортит» и «мои года -- мое богатство». Повод к тому и вправду есть: уже подсчитано, что общий возраст квартета главных героев составляет без года четверть миллениума (что, к слову, на полвека больше совместных геронтологических показателей еще одного недавнего пенсионерского боевика -- «Неудержимых»). А если к ним прибавить еще и Эрнеста Боргнайна (1917 г.р.), который испокон веку не чурался командной игры (в диапазоне от «Дикой банды» до «Грязной дюжины»), а в «РЭД» сыграл цэрэушного архивариуса Генри, то счет «стариков-разбойников» и вовсе перевалит за три сотни лет. Оказывается, что столько -- живут. И неплохо себя чувствуют. Руководить всем этим союзом ветеранов на выезде поручили немецкому легионеру Роберту Швентке, в свое время прогремевшему на родине недурным триллером «Тату», а после переезда в Америку снявшему «Иллюзию полета» с Джоди Фостер, «Жену путешественника во времени» с Эриком Баной и пилотную серию «Теории лжи» с Тимом Ротом. Умеренный и аккуратный режиссер вполне разумно свел свои обязанности до минимума, предоставив заслуженным артистам самостоятельно отыгрывать свои бенефисы. Поэтому особенных драматургических находок здесь нет, а следить за основной сюжетной линией (что-то про эхо давней операции в Латинской Америке, бросающей тень на нынешнего вице-президента) не то чтобы сложно, но скорее необязательно. Зато уж за пикировками старых вояк, которые с нескрываемым удовольствием вспоминают былые навыки (а разучиться вырубать часового одним ударом, тормозить гранату метким выстрелом или пройти в святая святых разведывательного управления под видом генерала, судя по всему, так же невозможно, как потерять навык езды на велосипеде), бодро покряхтывают в самые ответственные моменты и щедро опустошают полные пороховницы, дело не стало.
Миррен, палящая из станкового орудия, Малкович с игрушечной свинкой в руках, Фримен, переодетый африканским диктатором, Уиллис, с блеском и достоверностью «Большой разницы» пародирующий самого себя, -- так или иначе, тут есть на что посмотреть не только девушке Саре. Все вышло забавно, достаточно энергично, временами весьма обаятельно стилизовано (нельзя не отметить дизайн русского посольства -- тут это сооружение оставило далеко позади даже вроде бы безупречное помещение, показанное в «Сжечь после прочтения» братьев Коэнов). Каким-то чудом за немолодых бойцов не испытываешь чувства предполагаемой неловкости -- видно, что им по-настоящему занятно и увлекательно играть с жанром. Но все-таки по окончании фильма волей-неволей становится грустно. Хотя бы потому, что, похоже, время настоящего боевика ушло безвозвратно. Новых героев как не было, так и нет. И для того, чтобы в полной мере насладиться любимым зрелищем, приходится из всех доступных человеку чувств использовать одну только ностальгию. Да и она теперь, понятное дело, совсем не та, что раньше.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ