|
|
N°187, 13 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наталья Баранова: Неправда, что лыжный спорт непопулярен
Ситуация, которая сложилась в отечественном лыжном спорте накануне этого сезона, непростая. Серия допинговых скандалов, грозивших обернуться дисквалификацией Федерации лыжных гонок России; выборы нового президента и руководства ФЛГР, итоги которых не приветствовались Олимпийским комитетом России (ОКР), и, наконец, вероятное назначение новым главным тренером эстонского специалиста заставляют всерьез задуматься о происходящем. Что необходимо сделать в первую очередь, какие перемены нужны лыжному спорту? На эту тему корреспондент газеты «Время новостей» Ольга ЕРМОЛИНА побеседовала с олимпийской чемпионкой лыжницей Натальей БАРАНОВОЙ.
-- Вы верите, что с приходом нового президента ФЛГР Елены Вяльбе ситуация в нашем лыжном спорте в корне изменится?
-- Мне очень хочется верить, что все будет именно так, потому что Елена Валерьевна -- профессионал. Все знает досконально, потому что сама на лыжне не один пуд соли съела и столько пота пролила. Целеустремленности и амбиций Вяльбе не занимать. Я думаю, что у нее получится выстроить вертикаль при условии, если она подберет грамотную команду единомышленников. В одиночку ей не справиться.
Но первые шаги в этом направлении ею сделаны. Наверняка именно с подачи Вяльбе в будущем году в нашу сборную придет эстонский тренер Мати Алавер. Я знаю его давно. Успехи его подопечных Андруса Веерпалу и Яака Маэ в комментариях не нуждаются. Да и вообще сборная Эстонии, которая еще недавно с трудом могла выставить эстафетную четверку, в будущем способна претендовать на место в шестерке на крупных стартах.
Другое дело, что наверняка кто-то из отечественных специалистов подошел бы на роль главного тренера сборной России. Тот же Александр Грушин или Валентин Самохин, который в свое время работал с Михаилом Ботвиновым, Алексеем Прокуроровым, а последние годы до возвращения в Россию тренировал чешских лыжников, воспитал Лукаша Бауэра. Но, видимо, дал о себе знать возраст с вытекающими проблемами. В этом смысле кандидатура Алавера оказалась наиболее оптимальной. Кроме того, я считаю, что иностранного специалиста привлекают и с целью, чтобы он привнес что-то новое или забытое старое, но главное -- был бы независим от тренеров и своих учеников. Во главу угла он поставил бы не личную заинтересованность, а результат и стремление отобрать в команду по-настоящему сильнейших спортсменов.
-- Вы сказали, что новому президенту ФЛГР надо выстроить вертикаль. Что вы подразумеваете под этим?
-- Во-первых, обратить серьезное внимание на детский, молодежный спорт и разработать грамотные критерии отбора в сборные команды. А то зачастую многие российские талантливые лыжники, выходя из юниоров, уже не способны двигаться дальше и улучшать свои результаты. Причин тому несколько. То, что на первоначальном этапе, когда происходит закладка фундамента, нет хороших тренеров. Из-за мизерной зарплаты сегодня никто не хочет работать с начинающими спортсменами или преподавателями физкультуры в школе. И то, что зарплата лыжных тренеров напрямую зависит от результатов учеников, потому из юниоров и выжимаются все соки. Тренеры поставлены в такие рамки, что вынуждены жить сегодняшним днем и не думать о завтрашнем, потому что не будет результата -- не будет надбавок к зарплате, сборов и так далее.
Из-за того, что несколько последних лет у нас было очень мало серьезных всероссийских стартов для юниоров, разве что в конце сезона, в апреле, на призы Раисы Сметаниной, мы теряли очень много спортсменов. Фактически соревнования в Сыктывкаре были единственные, где мы могли просмотреть молодежь. Но, согласитесь, по одному турниру сделать какие-то выводы невозможно. Раньше проводились всероссийские соревнования на призы «Пионерской правды». Но турнира не стало, и замены ему не нашлось. Здорово, что в календаре на будущий год ситуация поменялась к лучшему. Возрастная планка понизилась, и в первенстве России будут участвовать спортсмены 1995--1996 годов, то есть 14-летние. Плюс юношеские Олимпийские игры, другие старты. Это уже другой расклад.
-- А что бы вы изменили в критериях отбора в сборные команды?
-- Мне кажется, что в отличие от зарубежных команд наши критерии отбора более жесткие, и потому зачастую мы разбрасываемся людьми. Возьмем, сборную Германии. Ну не показал Аксель Тайхманн тех результатов в сезоне, которых от него ожидали. Его же не гонят из сборной, поскольку понимают, что это не машина, а человек. У нас же в этом смысле спортсменов постоянно прессингуют. Результат, рейтинг, очки. Даже взрослые лыжники не могут правильно распределить свои силы и зачастую просто загоняют себя, чтобы попасть, отобраться в команду. А если еще и у главного тренера есть ученики или кто-то из других наставников пропихивает ему своих, то ситуация только усугубляется. Мне кажется, что руководители ФЛГР должны четко все это отслеживать и анализировать. Правильно, что был создан некий нейтральный совет, который возглавил Александр Завьялов. Он независимый человек, не имеет учеников, а значит, его мнение будет объективным.
-- Вы завершили свою спортивную карьеру, но из лыжного спорта не ушли. Насколько я знаю, в Томске появилась лыжная школа Натальи Барановой?
-- Это не совсем моя школа. В марте 2008 года открылось областное государственное учреждение Центр олимпийской подготовки Натальи Барановой. Мы находимся на бюджете Томской области. В центре занимаются 50 спортсменов. Это самые лучшие лыжники нашей области. Отбираем 14-летних перворазрядников по результатам квалификационных соревнований. Ребят собираем только на сборы. В этом году провели уже несколько таковых -- в Новосибирске, ездили на Алтай, на Семинский перевал, в Белоруссию, на базу в Раубичах. Так совпало, что наши ребятишки тренировались вместе со спринтерами взрослой команды и, конечно, вернулись со сбора с горящими глазами. Увидели олимпийских чемпионов, пообщались с ними, встряхнулись, поверили в себя. Для начинающих спортсменов такие совместные тренировки -- вещь неоценимая.
-- Какие функции вы выполняете в лыжном центре?
-- Пока я являюсь спортсменом-инструктором, потому что служу в рядах Министерства внутренних дел и не могу официально возглавить школу. Имею право работать только педагогом. Так что основная моя работа сводится к организаторским функциям. Но вместе с тем я стараюсь, как только появляется возможность, делиться со спортсменами опытом, который приобрела за два десятка с лишним лет в спорте. Провожу тренировки. Но это не так часто, как хотелось бы и должно быть.
-- С какими главными проблемами приходится сталкиваться?
-- С теми, которые существуют в юниорском спорте и о которых я говорила. Приведу такой пример. Пришла к нам сильная девочка. Окончила десять классов, а у нее за плечами объем 6 тыс. км. Желание тренироваться огромное, но начинает работать -- ЭКГ плохое, организм сбоит, выхолощен. И хочу ей помочь, а не могу. Вот и получается, что в погоне за сиюминутным результатом мы готовим калифа на час.
Есть и другая сторона этой проблемы. Раньше мы, начинающие спортсмены, слаще морковки, меда и орехов ничего не ели. А сейчас наступило время модернизации, неправильного питания и разрешенной фармакологии, которые хлынули в детский спорт. У нас были витамины и массаж, у нынешнего поколения к этому добавились и более серьезные препараты. Я не имею в виду запрещенный допинг, но, например, такие лекарства, которые поддерживают сердечную деятельность. Но нужны ли эти инъекции в шприцах, которые вытаскивают кучами после соревнований, как мне рассказывали, в юном возрасте? Ведь до 18 лет организм растет и развивается. Почему не внедрять разработки, состоящие из природных растительных компонентов, а у нас в Сибири такие имеются? Вот и выходит, что потом, когда спортсмены достигают взрослого уровня и нагрузки увеличиваются, то прописанные восстановители уже не работают. Это как сильный антибиотик, который дают сначала, а потом долечивают болезнь более слабыми лекарствами с меньшими дозами. Будет эффект -- ответ очевиден.
При всем том интерес к активному образу жизни, лыжному спорту в последнее время значительно вырос. Часто можно слышать, что лыжный спорт непопулярен. Неправда. Мы в этом году сами в этом убедились. Недавно провели областной кросс лыжников. Рассчитывали, что придет от силы человек двести. А заявки подали 450 -- лыжники, биатлонисты и десяток легкоатлетов. Судьи были в растерянности. Отобрали 407 участников, финишировали 326. Я не припомню, чтобы у нас в Томске столько народу собиралось. А почему? Потому что в городе запустили программу «От дворика до олимпийского пьедестала». В девяти районах Томска планируется построить мини-стадионы, часть уже имеется, где ребята круглый год могут бесплатно заниматься спортом -- футболом, баскетболом, волейболом, зимой кататься на коньках, играть в хоккей. Отремонтировали лыжные базы, скоро откроют несколько ледовых дворцов, бассейн, легкоатлетический манеж, будут развивать конькобежный спорт, другие виды. Хорошо, что после Олимпиады в Ванкувере спортивная тема зазвучала по-новому. И пусть за четыре года до Сочи мы не успеем вырастить чемпионов, но рано или поздно такие перемены принесут плоды.
В конце концов наш лыжный спорт не должен закончиться Олимпиадой в Сочи. И, несмотря ни на что, я с оптимизмом гляжу вперед. Если без оптимизма, то не будет смысла в сегодняшней работе, а я, мы все, не имеем права ее бросать.
|