Время новостей
     N°185, 11 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.10.2010
На земле, в небесах и на море
Погода внесла коррективы в расписание Гран-при Японии
Победителем 16-го этапа чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1» стал Себастьян Феттель. Немец опередил на трассе в японской Сузуке напарника по «Ред Булл» Марка Уэббера, финишировавшего вторым, и несколько сократил отставание от него в личном зачете. Третье место завоевал Фернандо Алонсо из «Феррари».

В недавнем прошлом Гран-при Японии венчал сезон в «Формуле-1», и часто именно на Сузуке решалась судьба чемпионата. В десяти случаях для разных пилотов эта трасса становилась дорогой к чемпионскому титулу. Но в этом году от Сузуки до финиша сезона командам придется преодолеть еще три этапа, и имя чемпиона мы узнаем в другом месте. Однако оказать заметное влияние на шансы пяти претендентов на титул японский автодром мог.

Сложная конфигурация трассы, капризы осенней погоды, накопившаяся к концу года усталость и напряженная борьба в лидирующей группе, где ситуация от гонки к гонке не становится яснее, -- эти факторы позволяли надеяться на увлекательное зрелище. Как оказалось, зря. Лейтмотивом всей гонки стала осторожность. И хотя отдельные острые моменты все-таки присутствовали, в основном на трассе царило благоразумное спокойствие. Ведь цена любой ошибки в конце сезона слишком высока.

Обрушившийся на Сузуку ливень полностью сорвал субботнюю квалификацию. Вместо схватки за поул зрители, во множестве, несмотря на непогоду, собравшиеся на трибунах автодрома, наблюдали за «регатой» самодельных корабликов, сооруженных гонщиками из подручных материалов. В этом развернувшемся на затопленной площадке перед командными гаражами соревновании победили корабелы из «Ред Булл». Они спустили на воду сложную конструкцию из банок окрыляющего напитка, которая уплыла намного дальше пароходика, смахивавшего на «Титаник», от команды «Заубер» и парусника «Мерседес», построенного под руководством самого Михаэля Шумахера.

Квалификацию в итоге перенесли на утро воскресенья, но и на сухом асфальте лучшими вновь оказались пилоты «Красного быка». Феттель в восьмой раз в этом сезоне добился права стартовать с поула, но до Гран-при Японии воплотить это преимущество в победу немцу удалось лишь однажды -- в Валенсии. С другой стороны, Уэббер, расположившийся на стартовой решетке вторым, уже дважды смог выиграть, начиная именно с этой позиции. Несмотря на заметное преимущество австрийской команды, вся лидирующая пятерка расположилась достаточно плотной группой, из которой выпал только Льюис Хэмилтон. Команда решила поменять на его «Макларене» забарахлившую коробку передач, что автоматически добавляло к его третьему месту пять штрафных позиций. На место англичанина поднялся Роберт Кубица из «Рено».

Почти все наиболее интересные события произошли в самом начале гонки. К сожалению, одним из участников этих происшествий стал Виталий Петров. Нашему пилоту вновь не удалось проявить себя на квалификации. Он стартовал с 13-го места, и, похоже, «нехороший» стартовый номер сделал свое дело. Привычно рванув с места, Виталий на этот раз не смог чисто закончить свой фирменный маневр. Пытаясь втиснуться в пространство перед «Уильямсом» Ника Хюлькенберга, он задел колесом машину соперника и потерял управление. «Рено» российского гонщика развернуло и бросило на стенку безопасности прямо напротив боксов команды. «Уильямс» немца также получил серьезные повреждения и сошел с дистанции. Уже после финиша судьи признали Петрова виновником аварии, и на следующей гонке он будет наказан потерей пяти мест на стартовой решетке. Неприятный эпизод произошел явно не вовремя, когда на кону стоит, возможно, вся дальнейшая карьера Виталия в «Формуле-1». Остается надеяться, что руководство «Рено» проявит терпение и не станет делать поспешных выводов.

Тем более что и второй пилот команды Роберт Кубица в Японии провел не самую удачную гонку. После столкновения Петрова и Хюлькенберга на стартовой прямой завертелась «Феррари» Фелипе Массы. Остановить непослушную машину бразилец смог, только въехав в борт «Форс Индии» Витантонио Лиуцци. Вновь обоюдный сход, и для предотвращения еще больших бедствий от последствий двух аварий на трассу выехала машина безопасности. Но Кубицу она спасти не смогла. На старте он сумел опередить Уэббера и реально мог рассчитывать в Японии на место в призовой тройке. Но неожиданно на «Рено» поляка оторвалось заднее правое колесо, при этом никаких механических повреждений машина до этого не получала. Для французской команды этот уикенд стал черным.

Бурное начало гонки, однако, не имело столь же впечатляющего продолжения. Из лидирующей группы лишь Хэмилтон проявил какую-то активность и смог замкнуть пятерку, состоящую из одних соискателей чемпионского звания. После пит-стопа англичанин даже ненадолго опередил своего партнера по команде Дженсона Баттона и стал четвертым. На середине дистанции опять закапризничала коробка передач на его машине. Без третьей передачи соревноваться в скорости с полностью здоровым «Маклареном» напарника Льюис оказался не в состоянии. Ему еще повезло, что в этот момент над трассой зареяли желтые флаги, предупреждавшие о пожаре на машине Адриана Сутиля. Упорный немец не свернул на обочину, а зачем-то, отчаянно дымя и забрызгивая асфальт маслом, решил добраться до боксов. Естественно, что после такой обработки трассы уже никто никуда не спешил. В результате Хэмилтону удалось удержать пятое место.

Последним неудачником дня оказался Нико Росберг. Он долго вел внутрикомандную борьбу с Михаэлем Шумахером за шестую позицию. Все решилось после позднего пит-стопа Росберга. Что там и как прикрутили механики к его «Мерседесу», наверное, так и останется информацией для служебного пользования, но до финиша Нико не доехал: за четыре круга до клетчатого флага у него так же, как и на «Рено» Кубицы, без всяких видимых причин оторвалось колесо. Болид закончил дистанцию в отбойнике.

Единственным светлым пятном в этом царстве расчета и практичности стал Камуи Кобаяши, который порадовал своих болельщиков отличным прорывом в заключительной части гонки. За десять кругов японцу удалось с 12-го места перебраться на седьмое. С Шумахером на финише их разделяло лишь четыре секунды, и продлись дистанция еще пару кругов, семикратному чемпиону наверняка пришлось бы хлебнуть очередную порцию позора, горечь которого преследует его после возвращения в Королевские гонки.

Гран-при Японии не выявил чемпиона, но определенное турнирное расслоение все же произошло. Марк Уэббер упрочил свое положение на первой строчке таблицы личного зачета, опережая на 14 очков ближайших преследователей -- Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо. Шансы на победу в чемпионате сохранились и у пилотов «Макларена», но они все больше превращаются в теоретические. А если принять во внимание, что следующий этап Гран-при Кореи может и не состояться из-за неготовности нового автодрома, то в сокращенной до двух гонок финальной части сезона Уэбберу хватит и одной победы для оформления своего первого чемпионства.

Результаты. Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». 16-й этап. Гран-при Японии. Автодром Сузука. 1. Феттель («Ред Булл») -- 1 час 30 мин. 27,3 сек. 2. Уэббер («Ред Булл») -- отставание 0,9 сек. 3. Алонсо («Феррари») -- 2,7. 4. Баттон («Макларен») -- 13,5. 5. Хэмилтон («Макларен») -- 39,5. 6. Шумахер («Мерседес») -- 59,9. 7. Кобаяши («БМВ-Заубер») -- 1.04,0. 8. Хайдфельд («БМВ-Заубер») -- 1.09,6. 9. Баррикелло («Уильямс») -- 1.10,8. 10. Буэми («Торо Россо») -- 1.12,8... Петров («Рено») не финишировал. Чемпионат пилотов. Уэббер -- 220 очков, Алонсо -- 206, Феттель -- 206, Хэмилтон -- 192, Баттон -- 189. Кубок конструкторов. «Ред Булл» -- 426, «Макларен» -- 381, «Феррари» -- 334, «Мерседес» -- 176, «Рено» -- 133.

Дмитрий СИТНИК