|
|
N°152, 22 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Два сезона без дома
В театре им. Станиславского и Немировича-Данченко начинается переходный период
Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко находится одновременно в радостном и нервном ожидании реконструкции. Вчера на сборе вернувшейся из отпуска труппы о художественных планах на сезон было сказано заметно меньше, чем о возведенных этажах нового здания (прямо за основным). Директор театра Владимир Урин постарался обрадовать: строительство нового корпуса с малой сценой (для зрителей в количестве от 50 до 250), репетиционными залами и детской школой не только благополучно продвигается (возведены семь этажей над землей и четыре под землей), но и закончится раньше времени. На 1 августа 2003 года назначен официальный переезд всех служб.
Реальные очертания новой жизни пока не совсем отчетливы, но известно, что относительно бездомное (если не считать камерных проектов на малой сцене) существование театра продлится два сезона. В это время опера и балет намерены активно гастролировать. Ради этого планируется возобновить спектакли, которые театру не очень нужны, но интересны принимающим сторонам (их названия пока не указаны). На проведение гастролей в новом сезоне брошены все силы, а московские спектакли на это время вообще отменены. В сентябре опера едет на два месяца в Америку со своей знаменитой «Богемой», а балет отправится туда же зимой--весной. Потом балет едет в Бангкок на престижный фестиваль под патронатом царствующих особ. Если эти гастроли пройдут успешно, театр сможет рассчитывать на повторение, хотя сейчас об этом есть только предварительные договоренности.
Сезон откроется 12 сентября опереттой «Летучая мышь» (показ -- специально для строителей), 13 сентября дают «Лебединое озеро», а 26-го уезжает опера. Руководитель балета Дмитрий Брянцев пообещал в новом сезоне поставить детский балет "Цирк приехал". Гарантировать, что эта постановка появится, нельзя, так как точно то же самое он обещал в прошлом сезоне. Он еще добавил, что планируется обновить музыку и хореографию спектакля «Галатея» и переделать декорации к «Щелкунчику», которые, как он выразился, «не устраивают ни нас, ни международный рынок».
В отличие от Брянцева, выглядевшего бодро при всей скупости балетных планов на сезон, руководитель оперы Александр Титель смотрелся немного нервно. Он рассказал, что ситуация с ускоренным переездом в филиал стала для него неожиданностью. И что теперь ему придется сильно корректировать оперные планы. Из четырех запланированных названий («Енуфа» Яначека, «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Риголетто» Верди и «Так поступают все женщины» Моцарта) реально получится два, и какие именно -- пока не ясно. В разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» Александр Титель объяснил: «Кроме художественных причин и моих пристрастий есть серьезные организационные проблемы. Дело в том, что пока точно неизвестно, где театр будет играть спектакли во время реконструкции, -- если в огромном, но далеком от центра Театре Армии, то это одно, а если в Театре оперетты, который задыхается от собственного репертуара и который небольшой, но для нас очень удобный, -- совсем другое. Пока конкретная договоренность есть только с Концертным залом им. Чайковского. Там мы будем играть оперы в концертном исполнении. Многое зависит и от режиссеров, с которыми идут переговоры. Не могу сейчас называть конкретные имена, но о «Риголетто» я договариваюсь с очень известным западным режиссером. «Енуфу» и «Золотого петушка» планирую ставить сам. Возможно, будем продолжать давать камерный дипломный гитисовский спектакль «Альберт Херринг» Бриттена. Если никого из участников не заберут в армию. Все-таки эта совсем неизвестная в Москве опера стала заметным событием». Еще одна проблема, которая, по словам Тителя, повлияет на выбор новых репертуарных названий -- сторонние контракты, буквально посыпавшиеся на головы звезд труппы: «Я буду нескромным и скажу, что считаю нашу оперную труппу лучшей в Москве. По музыкальности, по вкусу, по способности выполнять поставленные режиссером задачи. И нужно сделать так, чтобы за время реконструкции ничто из этого не потерялось и труппа еще больше выросла в творческом отношении».
По словам директора театра Владимира Урина, для того чтобы труппа не развалилась, будет сделано все возможное. С одной стороны, будут гастроли, с другой -- артистам предоставят относительную свободу принимать другие предложения. При условии, что они свои планы будут координировать. По словам Урина, одна из главных головных болей театра -- отсутствие постоянного руководителя оркестра -- пока не пройдет. «Как можно разговаривать о постоянной работе, когда три следующих сезона мы будем находиться в подвешенном состоянии. Ну и потом, вы же знаете, как теперь в Москве принимаются решения о дирижерах и кто теперь в результате возглавляет самые знаменитые оркестры! Но есть три человека (двое работают на Западе, один в России), которых мы намерены пригласить на конкретные спектакли с прицелом на постоянное сотрудничество в недалеком будущем».
Судя по всему, новый сезон в театре будет не самым ярким, и два следующих -- тоже. Зато к началу сезона 2005/06 г. планируется подготовить что-то из ряда вон выходящее. Тем более что реконструированный театр, по словам его директора, обещает быть «лучшим в Европе по свету, звуку, машинерии, организации сценического и зрительского пространства».
Юлия БЕДЕРОВА