|
|
N°184, 08 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Телекиллеры» потеряли квалификацию
Начало нового сезона ознаменовалось возрождением давно забытого понятия «информационная война». Правда, тут же выяснилось, что нынешние «телекиллеры» в подметки не годятся прежним -- работу они сделали грубо и топорно, без вдохновения и артистизма, присущего «корифею жанра» Сергею Доренко, который, впрочем, тоже оказался востребован в качестве эксперта и в антилужковских программах НТВ, и в программе «Нереальная политика», где он поделился секретами «мастерства». А после увольнения Лужкова случилось чудо -- на том же НТВ в программе «НТВшники» не только организовали единственную нормальную дискуссию с участием давно невиданных на ТВ гостей, но и попросили всех присутствующих не глумиться над опальным мэром, а в финале даже поблагодарили его за все хорошее. Шизофрения, как и было сказано.
Особо отмечу роль «мэрского» канала «ТВ-Центр» в антилужковской кампании: он, как и многие деятели культуры, попросту отстранился от защиты бывшего «кормильца» и даже снял из московского эфира единственную программу, обличавшую его хулителей, что, однако, не помешало любопытствующим посмотреть карауловский шедевр в Интернете и лишний раз доказало, что в эпоху новейших информационных технологий любые запреты бесполезны.
Благодаря Интернету зрители увидели также и автопробег Путина на отечественной «Ладе-Калине» во всей красе. Посрамлены оказались не только участники автопробега, но и государственные телеканалы, освещавшие это мероприятие в новом для новостных программ жанре «роуд-муви». Кадры, снятые очевидцами с обочины хабаровской трассы, показала Марианна Максимовская в своей «Неделе». И она же оказалась единственной журналисткой, отважившейся взять интервью у Ю.М. Лужкова в то время, когда ее коллеги палили по нему из крупнокалиберных орудий, нисколько не заботясь о его праве на ответ. Поэтому совершенно заслуженно Марианна Максимовская получила сразу две ТЭФИ, а канал РЕН оказался лидером по числу статуэток (шесть!) в информационном и информационно-аналитическом жанре.
И напротив, совершенно несправедливо Академия российского ТВ «прокатила» Андрея Макарова и программу «Справедливость» -- безусловное открытие и событие сезона, «Школу» -- самый бесстрашный эксперимент, фильм «Зворыкин-муромец» -- очевидный шедевр Леонида Парфенова.
А самой постыдной закадровой историей стало, конечно, невручение ТЭФИ за личный вклад в развитие телевидения Манане Асламазян. Академия, проголосовавшая за Асламазян, в данном случае тоже оказалась потерпевшей: президент АРТ Михаил Швыдкой принял это решение самостоятельно, якобы желая уберечь «Пятый канал», транслировавший церемонию, от необходимости произвести цензурные изъятия в эфире. Но «Пятый канал» не стал вырезать из церемонии другой скандальный эпизод -- чтение письма автора фильма «Подстрочник» Олега Дормана, обвинившего ТВ и многих его деятелей в нравственной катастрофе, в которой, по мнению автора, оказалось общество. Так что и объявление на церемонии имени победителя в номинации «За личный вклад», возможно, попало бы в эфир. В любом случае репутационные потери лично Швыдкого и Академии российского ТВ в целом куда серьезнее, нежели возможные последствия оглашения имени победителя.
Возвращение Владимира Соловьева с программой «Поединок» в эфир государственного канала «Россия» пока следует признать неудачей ведущего, демонстрирующего фантастическую сервильность и в выборе тем, и в подборе участников поединка, и в откровенном подыгрывании «дуэлянту», высказывающему нужную точку зрения.
Заканчиваю «негативную» часть неприятным инцидентом с программой «Справедливость», посвященной обсуждению проекта закона о полиции. По требованию высших лиц МВД ее сняли с эфира, несмотря на уже прошедшие анонсы. Так что даже членство ведущего в «Единой России», увы, не является панацеей от цензуры.
Перехожу к позитиву. Документальный цикл Александра Архангельского «Отдел», посвященный выдающимся философам-шестидесятникам, можно считать абсолютным событием месяца или даже наступившего сезона. В нем автор рассказывает о людях, которые сумели быть свободными в самые, казалось бы, неприспособленные для свободы времена (канал «Культура»). Продолжается на канале «Культура» и просветительский цикл Academia, предъявляющий широкой аудитории лучшие научные умы страны. Особо отмечу лекции Натальи Басовской -- не только выдающегося историка-медиевиста, но и потрясающего рассказчика.
НТВ показал очередной фильм Алексея Пивоварова «Брест. Крепостные герои» -- полную драматизма художественную реконструкцию событий начала Великой Отечественной войны и лучшую на сегодняшний день работу автора.
Набирает «Картина маслом» Дмитрия Быкова. После просмотра давнего фильма Герца Франка «Высший суд» в студии состоялась глубокая и очень актуальная дискуссия об отношении к смертной казни и состоянии умов в современном обществе («Пятый канал»).
Очень хорош «Тур де Франс» Владимира Познера и Ивана Урганта, путешествующих по Франции и заражающих зрителей своей любовью к этой прекрасной стране («Первый канал»). Жаль только время показа выбрано не очень удачное -- воскресенье днем, когда зрителей у экрана собирается не слишком много.
Ирина ПЕТРОВСКАЯ, «Известия»