|
|
N°184, 08 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А по осени они очнулись
Жара и лесные пожары уничтожили летнее затишье на телевидении. Увольнение Юрия Михайловича отменило очередной бум развлекательных программ, который наше ТВ так тщательно готовило. Каналы постарались уже с лета завалить свою аудиторию свежими игровыми шоу, будь то «Детектор лжи» и «Лед и пламень» на «Первом» или «Десять миллионов» и «Формула любви» на «России 1». Но оказалось, что развлекательное ТВ скучнее жизни.
Репортажи из смога и комментарии к ним составили главную тему августа. Осенью эта тема обернулась видеокомпроматом на мэра Москвы. Если сегодня какая-либо программа желает проиллюстрировать отставку Лужкова, она показывает архивные кадры с людьми, едущими в метро или идущими по улицам столицы в масках.
На разных каналах интонации при упоминании Лужкова и Батуриной разнятся, что вызывает очень умеренный оптимизм. Если на «России 1» несколько чопорно, хотя и справедливо объясняют, чем не угодил мэр москвичам и президенту, в «НТВшниках» гости студии позволяют себе скепсис по поводу внезапной критики мэра после многолетнего одобрения. Ироничные нотки звучат даже в адрес формулировки «в связи с утратой доверия президента». В последние годы никто на ТВ не позволял себе откровенно ерничать по поводу первых лиц государства. Возможно, эйфория из-за разрешенной сверху критики несколько раздвинет и границы самоцензуры. В истории так бывало.
Пока эпизоды публицистической смелости возникают по отмашке, так сказать, к случаю. Развенчанием искусства Зураба Церетели (давно нуждавшегося в адекватном критическом разборе), как по команде, занялись на разных каналах, производя гнетущее впечатление. Так или иначе, а отставка Лужкова легла на почву измученного собственной ангажированностью телевидения. Еще летом «Пятый канал» сменил неудачную, легковесную «Свободу слова» на ток-шоу «Суд времени», в котором оцениваются политические деятели и поворотные события нашей и мировой истории. Напряженность обсуждений свидетельствует о настоящем дискуссионном голоде, утомившем и журналистов, и социологов, и политологов, и историков. Конфликтная энергия накопилась и требует выхода. Сегодня участники самых разных споров в телеэфире все чаще высказываются в стиле перестроечного телевидения, когда оно еще мнило себя реальной самостоятельной властью. Однако ясно и то, что дважды в одну и ту же воду не войдешь, эпоха телевидения 1990-х неповторима. Задаюсь вопросом о том, какими будут новые правила игр на темы политической реальности.
Екатерина САЛЬНИКОВА, «Частный корреспондент»