Время новостей
     N°184, 08 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2010
История страсти
Телевидение показало свою убойную силу. Есть еще порох в пороховницах, спецназ жив. Получили приказ мочить Лужкова, разнарядку по федеральным каналам, развернули орудие быстрого реагирования и крупнокалиберным -- огонь! Раздели мэра? Безусловно. Но и обнажились сами, дальше некуда. А король-то голый! Показали, на чем держится власть. Последние десять лет у Лужкова была та же жена, та же коррупция, те же бешеные переплаты за квадратный метр жилья, но встрепенулись только сейчас. Не по понятиям поступил человек, значит, будет опущен по полной программе.

ТВ показало модель своей работы. Замазав мэра, о нем можно рассказывать все что угодно. Только анонсы давай, смотреть будут все. Уже и про Батурину готовы что-то благостное показать, и устроить ток-шоу на НТВ а-ля лихие 90-е, и заступиться теперь за обиженного можно и даже президента с премьером чуть кольнуть. А потом опять наехать изо всех сил. Лужков как футбольный мячик -- его пинают, пользуют во все стороны, а на самом деле заколачивают рейтинг. Отличный же шанс увеличить стоимость рекламы.

На церемонии ТЭФИ в Петербурге случилось два скандала. Первый -- позитивный: Олег Дорман премию не взял, почти всех академиков умыл. И правильно сделал, им полезно. А то сидят надутые, лишь бы за своих голосовать и конкурентов ненавидеть. Пусть хоть обидятся. Но с главным посылом Дормана я не согласен. Он обвиняет телевизионщиков в разврате населения. Но народ-то к разврату готов! У нас есть множество очень достойных программ, даже целый канал. Но кто его смотрит! Люди разучились (а может, не умели никогда?) выбирать. Они готовы кидаться на красивые желтые бусы, как дикари. Они сами и виноваты. Мы имеем народ-дитя, которого чуть что сделает не так нужно лупить и ставить в угол? Сами-то за себя будем когда-нибудь отвечать?

Не названное вслух имя Мананы Асламазян, лауреата спецприза ТЭФИ за вклад в ТВ, -- скандал совсем иного рода. Телевизонно-академическая власть перестраховалась. В Михаиле Швыдком опять чиновник победил умного человека и творца -- как бы чего не вышло. Бывает, слаб человек. Вечная дилемма нашей интеллигенции: и Максимовской с Осокиным подмигнуть, и на плаву остаться. Отличная тема для «Культурной революции», за которую в следующем сезоне опять можно получить ТЭФИ. Угроза ухода из телеакадемии Владимира Познера -- отдельная песня. Он что, всегда рвался защищать г-жу Асламазян? Его четырнадцатилетнее правление тоже было далеко не однозначным. Может, лучше уж сидеть в программе «Познер», делать свои прекрасные интервью и перестать морализировать?

Наконец, о самом телевидении. На «Пятом канале» нашли в себе силы признать ошибку ребрендинга и опять все поменять. В результате получился «Суд времени», по-моему, лучшая программа последних лет. Очень русская, при этом советская, по сути отражающая менталитет, точно анализирующая сегодняшнего зрителя. Об этом говорят цифры голосования. Или это политтехнология, убеждающая, что мы до сих пор все еще являемся советским народом, а значит, и управлять нами нужно по-советски, как сейчас? Если это не так, то эксперимент чист. Это история страсти, история высших проявлений человеческого духа и его низости. Об этой истории рассказывают неравнодушные люди (ведущие), а в свидетелях у них не только приглашенные эксперты, но и Петр I, Пушкин, Брежнев, Сталин, Грозный, Хрущев, Тухачевский... Это живая история, которая может быть только у живой страны. Главный и очень важный смысл передачи.

«Картина маслом» на том же «Пятом» каждую неделю обсуждает наиважнейшие, штучные темы. Показ 20 лет спустя таких фильмов, как «Легко ли быть молодым?», «Высший суд», «Так жить нельзя» дают срез времени. Обсуждение, правда, иногда не соответствует столь глубокому замаху, но когда получается, попадает в самую десятку.

На «Первом» вновь решили рискнуть. После удавшегося на все сто обновления юмора захотели сделать то же самое с сериальным просмотром. С той же долей вероятности можно сказать, что попытка обречена на неудачу. Но они хотя бы попробовали.

Александр МЕЛЬМАН, «Московский комсомолец»