|
|
N°183, 07 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Драгоценное открытие
Нобелевский комитет выдаст премию изобретателям палладиевого катализатора
Главным героем Нобелевской премии-2010, похоже, стал углерод. Во вторник самая престижная научная премия по физике была вручена за создание углеродной пленки толщиной в один атом (о награде, которой удостоились наши соотечественники Андрей Гейм и Константин Новоселов, газета «Время новостей» сообщила 6 октября), а вчера «Нобелевка» по химии досталась ученым, разработавшим новые, более эффективные способы соединения атомов углерода для построения сложных молекул. В заявлении Нобелевского комитета говорится, что открытие, сделанное американским химиком Ричардом Хеком и его японскими коллегами Эйити Негиси и Акирой Судзуки, «усовершенствует повседневную жизнь людей».
Американец и два японца были удостоены награды за то, что первыми осуществили реакцию, в которой атомы углерода из разных молекул органических веществ образуют между собой связь. Благодаря этой связи сцепленными оказываются и сами молекулы. «Образуется как бы двойная молекула, которая сочетает в себе свойства тех, которые оказались в подобном кросс-сочетании (перекрестном сочетании)», -- пояснил агентству ИТАР-ТАСС замдиректора Института катализа Сибирского отделения Российской академии наук, членкор РАН Валерий Бухтияров. В результате «реакции Хека--Судзуки--Негиси» можно получать органические материалы с заданными свойствами.
Направление тонкого органического синтеза, в котором работают нынешние лауреаты Нобелевской премии, -- очень перспективное, имеющее серьезную прикладную ценность и действительно сулящее «усовершенствование повседневной жизни», подчеркнул г-н Бухтияров. В частности, по его словам, это открытие может быть использовано в фармакологии и при производстве новых материалов для электроники. Об этом же говорится и в сообщении Нобелевского комитета: «Органическая химия стала настоящим искусством, благодаря которому... человечество получает новые лекарства, все более точные электронные приборы, новые материалы».
Заметим, что открытие Хека, Судзуки и Негиси оказалось в буквальном смысле драгоценным. Дело в том, что в «реакции перекрестного сочетания» в качестве катализатора используется палладий -- благородный металл платиновой группы. В нынешнем году стоимость унции (около 30 г) палладия превышает 300 долл. Именно участие палладия в реакции позволяет «склеивать» две молекулы, создавая между ними упомянутую выше углеродную связь.
К слову, другой драгоценный металл -- платина -- «участвовал» и в другом открытии, претендовавшем в нынешнем году на Нобелевскую премию по химии. Этот химический элемент использовался в опытах американца Стивена Липпарда при создании препаратов, способных остановить рост раковых клеток. Липпард и его соавтор Жаклин Бартон считались одними из наиболее вероятных получателей премии наряду со швейцарцем Михаэлем Гретцелем (который разработал фотоэлектрохимические ячейки солнечных батарей) и с изобретателем ДНК-микрочипов Патриком Брауном.
Присуждение Нобелевской премии Ричарду Хеку, Эйити Негиси и Акире Судзуки стало неожиданностью в том числе и для самих лауреатов. «Думаю, что я лишился дара речи, все стало большим сюрпризом для меня», -- отвечая на вопросы журналистов, признался 79-летний профессор Хек. Его ровесник, профессор Эйити Негиси рассказал, что узнал о том, что Нобелевский комитет отметил его научные труды, всего лишь за час до того, как в Стокгольме объявили имена лауреатов. «Я начал мечтать об этой премии еще 50 лет назад, когда только приехал в США, -- рассказал ученый. -- В университете Пенсильвании я встретил нескольких нобелевских лауреатов и понял, что премия -- это не сказка. С тех пор она была для меня мечтой, хотя и не единственной целью в жизни».
Собственно само вручение Нобелевской премии состоится в Стокгольме 10 декабря. По традиции лауреаты получат 10 млн шведских крон -- примерно 1 млн евро.
Михаил МОШКИН