|
|
N°151, 21 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рельсовая война
Застрелен один из руководителей Московской железной дороги
Один из заместителей начальника крупнейшей в СНГ транспортной сети -- Московской железной дороги (МЖД) -- 41-летний Сергей Паристый был застрелен вчера в Москве. Представители спецслужб и столичных деловых кругов сразу объявили, что убийство было заказным и связанным с профессиональной деятельностью чиновника. Такое мнение высказали и столичный прокурор Михаил Авдюков, и вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, поручивший городским спецслужбам провести расследование «с особой тщательностью».
Убийцы подстерегли г-на Паристого около 8.00 у собственного дома по улице Маленковской, 10, когда он шел от подъезда к служебной машине. По словам очевидцев, к чиновнику подбежали два молодых человека и открыли огонь из пистолетов с глушителями. Из-за этого, кстати, поначалу никто из прохожих и соседей ничего не понял -- выстрелов не было слышно вообще. Убедившись, что г-н Паристый мертв, преступники убежали в сторону станции метро «Сокольники», где их поджидала машина. По мнению сыщиков, действовали явно профессионалы -- из четырех выстрелов три попали в цель, и каждый был смертельным. После опроса свидетелей сыщики составили приметы предполагаемых киллеров, а позже выяснилось, что момент убийства был снят на видеокамеру, установленную около офиса в доме напротив. Но, просмотрев запись, оперативники заявили, что изображение недостаточно четкое, и сейчас идет проверка, есть ли на ней люди, подходящие под описания убийц.
Сергей Паристый являлся потомственным железнодорожником, и вся его семья так или иначе связана с МПС. Его отец Иван Паристый (ныне пенсионер, почетный железнодорожник, почетный гражданин Москвы) сам много лет возглавлял МЖД и известен как давний и хороший друг Юрия Лужкова. Жена Сергея Паристого Людмила работала раньше начальником отдела реализации и резервирования проездных билетов Центра организации обслуживания пассажиров МПС России. После окончания МИИЖТ Сергей Паристый прошел путь от дежурного по станции Перово до заместителя начальника МЖД. Последнюю должность он получил лишь в мае этого года и на этом посту курировал все вопросы взаимодействия с регионами. Уточнить круг конкретных обязанностей погибшего вчера затруднились даже в пресс-службе МЖД. По неофициальным же данным, в последнее время г-н Паристый выступал своего рода лоббистом интересов регионов -- помогал налаживать связи представителям филиалов МЖД с профильными организациями (финансовыми, транспортными, строительными) столицы и местными чиновниками. Супруга г-на Паристого, впрочем, заявила вчера, что в последнее время ее муж занимался упорядочением реализации железнодорожных билетов. «Моего мужа заказала «билетная мафия», -- сказала вдова. -- В то время как многие поезда идут пустыми, в кассах на них нет билетов». Но в пресс-службе МЖД эту версию опровергли.
Один из экспертов, тесно связанный с МПС, в частной беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» выдвинул три наиболее вероятные версии покушения на чиновника такого ранга: перераспределение региональных финансовых потоков, внутриклановая борьба или конфликт из-за крупного транспортного контракта. «МПС -- структура клановая, -- сказал наш собеседник, -- и после смены руководства МПС неизбежно началась борьба за перераспределение финансовых потоков. МЖД получает из своих региональных филиалов огромные средства, и когда их кто-то решает «перекроить», одному богу и нескольким чиновникам известно, куда они направляются. Так или иначе, но спецслужбам предстоит долгая и кропотливая работа».
За последние полгода это уже третье убийство высокопоставленного чиновника МПС. В июне в Санкт-Петербурге был застрелен начальник службы материально-технического обеспечения Октябрьской дороги Александр Рощин, а в марте в Ростове-на-Дону убили замначальника Северо-Кавказской дороги Валерия Сараева. МЖД же является крупнейшей в СНГ магистралью. Она объединяет 10 из 11 радиальных железнодорожных линий Москвы, а в состав МЖД входят 13 отделений (депо, станции, дистанции и другие административно-хозяйственные предприятия) и крупные железнодорожные узлы на радиальных направлениях -- Тула, Орел, Курск, Брянск, Вязьма, Смоленск, Калуга т.д.
Валерий ЧАЛИКОВ