Время новостей
     N°182, 06 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.10.2010
«Отношения между Польшей и Россией отягощались тем, что любой трудный вопрос становился политическим»
В Варшаве состоялось шестое пленарное заседание Российско-польской группы по сложным вопросам, вытекающим из истории двух стран. Оно стало знаковым, поскольку закрыло первый этап работы и наметило перспективы на будущее. В понедельник членов группы принял президент Польши Бронислав Коморовский. Он высоко оценил вклад группы в развитие двусторонних отношений, подчеркивая ее значение в поиске исторической правды и строительстве взаимного доверия между нашими государствами и народами. А еще глава польского государства пожелал, чтобы она «превратилась в группу по вопросам более легким».

Решение трудных проблем в двусторонних отношениях было возложено на специальную группу после визита тогдашнего президента России Владимира Путина в Польшу в январе 2002 года. Вскоре в отношениях двух стран наступила политическая пауза, работа группы была фактически заморожена. Возродить группу в «новом деполитизированном формате» удалось лишь в начале 2008-го. Сопредседателем с российской стороны стал ректор МГИМО академик Анатолий Торкунов, с польской -- экс-министр иностранных дел Адам Даниэль Ротфельд. О состоявшемся на днях заседании в Варшаве «Времени новостей» рассказал 72-летний профессор Адам Даниэль РОТФЕЛЬД.

-- Что было главным на этот раз?

-- Пожалуй, представление большого совместного труда по истории наших отношений в ХХ веке «Белые пятна, черные пятна», подытожившего два года нашей работы. В публикации систематизировано то, что мы сочли самым сложным и трудным в истории польско-российских отношений за 90 лет -- с 1918 по 2008-й. Проанализированы причины польско-советской войны 1920 года, истоки второй мировой войны, последствия Ялтинской конференции 1945 года, катынская трагедия. Всего в книге 16 разделов, проблемы в них поданы с точки зрения польского и российского историков. На русском языке книга уже напечатана в России. Презентацию польского издания мы хотим приурочить к визиту российского президента Дмитрия Медведева в Польшу.

-- Для какой аудитории предназначена эта книга?

-- Мы хотим, чтобы она не только попала в библиотеки, но и зажила своей повседневной жизнью. Оба сопредседателя группы обратились к министрам образования двух стран, чтобы те рекомендовали наш совместный труд учителям истории в школах и преподавателям в вузах. Они смогли бы свободно делать свои выводы из разных подходов поляков и россиян к одним и тем же фактам и событиям в наших отношениях.

-- Каковы дальнейшие планы деятельности группы?

-- Одно из направлений -- историческое измерение наших отношений. Будет продолжено изучение тех вопросов, которые уже обозначены. Но для новых исследований должен быть облегчен доступ к архивам. В конце октября намечен приезд в Польшу главы «Росархива» Андрея Артизова. С ним мы будем обсуждать возможности использования архивов в деятельности будущих центров польско-российского диалога и согласия, которые благодаря договоренности премьеров Дональда Туска и Владимира Путина в Сопоте (1 сентября 2009 года. -- Ред.) будут созданы в Польше и России.

-- Эти центры будут работать под эгидой вашей группы?

-- Во время заседания мы пришли к выводу, что они не должны заниматься исключительно историей. Их полномочия еще будут определены, но работать они станут под покровительством министерств культуры обеих стран. Однако полагаю, что директор центра должен входить в состав нашей группы. По моей рекомендации министр культуры уполномочил члена нашей группы историка Славомира Дэмбского координировать создание центра с польской стороны.

Мы пришли к совместному выводу, что наша группа может быть международным консультативным органом по определению программы деятельности центров диалога и согласия. Новым видом деятельности могли бы стать социологические исследования на тему укоренившихся в сознании образов поляков в России и россиян в Польше.

-- Какие исторические события вызывают ныне особый интерес?

-- Мы посчитали, что надо обратить внимание на вопросы, имеющие символическое значение. С российской стороны были названы темы научных встреч -- к примеру, в будущем году будет 90-я годовщина Рижского договора (советско-польский договор от 18 марта 1921 года, который завершил советско-польскую войну 1920 года, по нему же Польша получила Западную Украину и Западную Белоруссию. -- Ред.). То событие могло стать отправным пунктом для развития хороших отношений между Советской Россией и Польшей, но этого не произошло.

Россияне предложили сделать эту тему предметом научного обсуждения, его можно провести в двустороннем порядке или с привлечением представителей стран региона. По некоторым темам мы хотели бы привлечь ученых из Германии. Отдельно будут рассматриваться отношения между Россией и Евросоюзом в контексте председательства Польши в ЕС в 2011 году.

С польской стороны был поднят вопрос возможности передачи Польше документов так называемого Бельведерского архива (содержал коллекцию Института Юзефа Пилсудского. -- Ред.), который был вывезен в СССР в 1945 году. А поскольку у нас сейчас создается музей Юзефа Пилсудского (маршал, премьер-министр Польши в 1926--1928 и 1930 годах, проводил недружественную политику в отношении СССР. -- Ред.), то это было бы воспринято как жест доброй воли с российской стороны. Свод этих документов имеет для поляков значение реликвии.

-- Легко ли удается достичь взаимопонимания в ходе заседаний?

-- Нашу совместную работу характеризует настрой на сотрудничество. Взаимопонимание и стремление найти самые оптимальные способы взаимодействия способствовали тому, что отношения между нами стали профессиональными. Главное в нашей работе -- не политизировать проблемы. Сложные вопросы есть в отношениях между всеми странами. Отношения между Польшей и Россией отягощались тем, что любой трудный вопрос становился политическим. Качественно новым элементом стало решение совместно обсуждать то, какие вопросы должны быть в центре внимания в будущем.

-- Есть ли персональные изменения в составе группы?

-- Я предложил нашему министру иностранных дел включить в состав нашего посла в Москве Ежи Бара, заканчивающего свою миссию. Он впервые поучаствовал в работе группы.

Беседовал Валерий МАСТЕРОВ, Варшава