До парламентских выборов в Киргизии остается четыре дня. Подготовка к мероприятию, сама дата которого не может не обратить на себя внимание -- 10.10.10, выглядит беспрецедентной для Центральной Азии. Успешное проведение выборов может ознаменовать установление парламентской системы власти в Киргизии, что воспринимается многими близкими и дальними соседями этой страны чуть ли не как вызов. Недавно президент России Дмитрий Медведев заметил, что парламентское правление стало бы катастрофой как для Киргизии, так и для России.
Впрочем, согласны с ним и некоторые из главных действующих лиц киргизской политики. К примеру, так считает лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов. С другой стороны, это и неудивительно. Ветеран киргизской политики, которому в конце октября исполнится 62 года,
был единственным из участников парламентской гонки, кого принял президент Медведев. Нескольких других киргизских партийных лидеров принимал глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин. Среди них только один Кулов обещает в случае своего прихода к власти снова поменять конституцию, чтобы вернуть президентское единоначалие в стране. Но для этого партия «Ар-Намыс» должна получить большинство мест в 120-местном Жогорку кенеше (парламент Киргизии), а ее лидер -- право формировать правительство.
В куловской партии демонстрируют оптимизм. Вчера на правах предвыборной рекламы в одном из киргизских информагентств «Ар-Намыс» опубликовала результаты опроса общественного мнения, проведенного работающим в Казахстане социологическим центром. Согласно этим данным, «Ар-Намыс» лидирует в гонке за симпатии избирателей, 21% готов отдать за нее свои голоса. Следом за ней с 18% идет партия «Ата-Мекен» во главе с экс-спикером парламента Омурбеком Текебаевым. Далее с большим отрывом следуют «Ата-Журт» (11%), «Ак-Шумкар» (10%), «Республика» (9%) и возглавляемая экс-премьером Атамбаевым Социал-демократическая партия (8%).
Любопытно, что столь оптимистический прогноз куловская партия выдала на следующий день после публикации другого опроса, сделанного одной из структур программ развития ООН (ПРООН). Там расклад совершенно иной: группа лидеров идет «ноздря в ноздрю». Первой -- «Ата-Мекен» с 13,6%, следом -- СДПК (11,5%), «Ата-Журт» (10,1%), «Ар-Намыс»(10,1%), «Республика» (9,7%) и «Ак-Шумкар» (6,8%). Какая из социологических служб была профессиональнее, станет ясно через несколько дней. Однако последний из приведенных опросов представляется более адекватным нынешней расстановке сил.
С другой стороны, подобной предвыборной кампании Центральная Азия еще не знала. Киргизским избирателям, которых чуть больше двух с половиной миллионов человек, можно посочувствовать -- им предстоит выбирать из 29 партий. В парламент пройдут те из них, кто преодолеет одновременно восемь проходных барьеров. Необходимо набрать не менее 5% голосов по всей стране, а еще превысить порог в 0,5% в каждом из семи регионов Киргизии. Последнее может оказаться непреодолимым препятствием для некоторых партий -- к примеру, для «Ата-Журт», чьи позиции сильны на юге страны, но могут оказаться недостаточными, скажем, для северной Таласской области.
Поэтому так нервно, а иногда деланно нервно отзываются партийные лидеры на уже начавшуюся в Киргизии войну компроматов. Пару дней назад лидеры четырех партий, среди которых Феликс Кулов и лидер «Республики» экс-вице-премьер Омурбек Бабанов, опубликовали обращение к президенту Розе Отунбаевой. В нем они потребовали не допустить срыва парламентских выборов и их переноса на февраль 2011 года, чего, по их мнению, добиваются социал-демократы во главе с Алмазбеком Атамбаевым.
Парадоксально, но ситуация выглядит так, что один фаворит Москвы обвиняет в нечестной игре другого ее фаворита -- ведь экс-премьер Атамбаев позиционирует себя как главного носителя симпатий российского премьера Владимира Путина. Лидер CДПК оказался единственным киргизским политиком, которого Путин удостоил личной аудиенции и через которого пообещал выделить Киргизии дополнительную финансовую и материальную помощь.
Многие киргизские аналитики не считают, что российская поддержка тому или иному политику будет иметь серьезное влияние на настроения избирателей. Этот фактор, по их мнению, значим скорее для русскоязычного электората. С другой стороны, удивительное единодушие у наблюдателей в Киргизии вызывает обеспокоенность возможностью вмешательства России и прочих держав, а также соседних государств в поствыборную ситуацию в стране.
Для киргизского избирателя гораздо более важными представляются клановая принадлежность, отношение к апрельским событиям, когда был свергнут президент Бакиев, а также к июньскому кровопролитию на юге. Поэтому такой серьезный скандал разгорелся вчера в Киргизии, когда стало известно о выступлении лидера «Ата-Журт» Камчыбека Ташиева на встрече с избирателями, главным образом его земляками, в одном из округов южной Баткенской области. Экс-министр МЧС в одном из бакиевских правительств Ташиев признался: «Мы не могли сохранить его (Бакиева) у власти, но в конце концов только мы можем обратно привести Бакиева в страну». Лидер «Ата-Журт» прямо обвинил Розу Отунбаеву и ее соратников по временному правительству, во главе своих партий участвующих в выборах, в том, что именно «они попросили организовать выступления против киргизского населения в Джалал-Абаде» в июне этого года. Видео с выступлением «человека, похожего на Ташиева», опубликовало информагентство «Фергана.ру». Партия «Ата-Журт» выступила с заявлением, в котором эту запись назвала сфабрикованной.