|
|
N°182, 06 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
К гадалке не ходи
Госдума запретила рекламировать услуги недипломированных шаманов
Госдума приняла вчера в первом чтении поправки в закон «О рекламе», запрещающие рекламировать в средствах массовой информации услуги колдунов, шаманов, магов, ясновидящих, если у них нет так называемого диплома целителя. Этот документ выдается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения в соответствии со ст. 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Авторы «антишаманского» законопроекта -- единороссы Владимир Мединский, Виктор Звагельский и Николай Герасименко.
«В настоящее время реклама в средствах массовой информации услуг целителей, колдунов, магов, экстрасенсов и им подобных, обещающих избавить от всех болезней, снять порчу, вернуть любимых и приворожить на всю жизнь, приобрела массовый характер, -- гласит пояснительная записка к документу. -- Люди, оказывающие подобные услуги, в результате своей деятельности часто наносят моральный и физический вред гражданам и экономический ущерб стране. Количество таких рекламных объявлений и судебная практика показывают, что данная проблема не урегулирована в действующем законодательстве. Обращение через федеральные СМИ к наиболее широкому кругу граждан позволяет шарлатанам привлекать большое количество клиентов, не давая никаких гарантий, а зачастую и совершать мошеннические действия».
Законопроект вносит изменения в ст. 7 закона «О рекламе», запрещающие рекламу оккультно-мистических услуг и лиц, их предоставляющих.
Правительство и профильные комитеты Госдумы по экономической политике и охране здоровья дали на документ положительные отзывы. У правительства, впрочем, нашлось замечание: в законопроекте не определено понятие «оккультно-мистические услуги». Оно вообще отсутствует в российском законодательстве, что может повлечь за собой множественность трактовок. Вероятно, эта проблема будет решена ко второму чтению.
Выступая с докладом на вчерашнем пленарном заседании Госдумы, Владимир Мединский отметил, что предлагаемый им документ «заполняет небольшую лагуну в законодательстве о рекламе». «Он касается запрета рекламы шаманства, ясновидения, гадания, ворожбы и прочего колдовства. Несколько лет назад, когда мы принимали с вами закон «О рекламе», вот каким-то образом эта странная деятельность выпала из нашего внимания», -- отметил автор законопроекта.
Никто из депутатов не встал на защиту колдунов, а также СМИ, рекламирующих их и получающих доход. Зато прозвучали предложения заодно запретить либо ограничить рекламу лекарственных препаратов. «По телевидению показывают какое-то чуть ли не волшебное лекарство и говорят: вот примете его -- и вы помолодеете, и будете жить долго, и будете здоровы. Ведь от них ущерб намного больше», -- отметил депутат фракции КПРФ Владимир Федоткин. На это Сергей Железняк от имени профильного комитета Госдумы по экономической политике ответил, что данный вопрос необходимо решать в рамках развития закона о защите прав потребителей и всего спектра законодательства о здравоохранении.
Коммунист Николай Рябов выступил за запрет рекламы лекарств, связанных с лечением тяжелых болезней. Принимая такие препараты без санкции врача, пациент может серьезно пострадать. Однако г-н Железняк отметил, что реклама рецептурных препаратов и сейчас значительно ограничена.
Представитель ЛДПР Кирилл Черкасов сообщил коллегам, что за последние два года в России официально было выдано более 200 дипломов целителей. Однако, по словам парламентария, сотни, если не тысячи дипломов получены лжецелителями в организациях, не имеющих ничего общего с государственными органами здравоохранения. Сергей Железняк заверил депутата, что отслеживать подобные нарушения будет Федеральная антимонопольная служба.
В итоге законопроект был одобрен 439 голосами.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА