|
|
N°182, 06 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торг уместен
Площадкой Года России в Испании станет мадридская ярмарка современного искусства
Престижнейшая в мире ярмарка современного искусства ARCOmadrid в феврале 2011-го примет несколько российских галерей и институций в рамках начинающегося Года России в Испании и Испании в России. Самой ярмарке в будущем году исполняется 30 лет, и в этот юбилейный год именно Россия выбрана на ней страной -- почетным гостем. О том, в каких формах культурное и коммерческое сотрудничество будет взаимодействовать на ARCOmadrid, обозревателю «Времени новостей» Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказывает куратор проекта Focus Rusia, куратор Государственного центра современного искусства в Москве Дарья ПЫРКИНА.
-- 2011 год объявлен Годом Испании в России и России в Испании. Встроенный в контекст Года проект Focus Rusia, который курируете вы, осуществится на территории не музейной, но коммерческой, на ярмарке ARCOmadrid, которой в 2011-м исполнится 30 лет. Прокомментируйте, пожалуйста, эту парадоксальную ситуацию.
-- Требуется охарактеризовать своеобразный исторический контекст появления ARCOmadrid и ее значение для культурной жизни Испании. Дело в том, что ARCOmadrid -- первое крупное художественное событие постфранкистской эпохи. Тогда, когда испанскими социалистами был выбран курс на новую культурную политику, на развитие рынка искусств, на галерейное движение, появилась эта ярмарка. Потому она сразу же взяла на себя ряд не свойственных типичной арт-ярмарке функций. Прежде всего просветительскую, образовательную. В дни работы ярмарки проводятся панельные дискуссии по проблемам современного искусства, работает некоммерческая программа. И эти мероприятия финансируются из бюджета ARCOmadrid. По сути, она заменила собой многие культурные институции. Ведь она открылась в 1982 году, а национальный музей современного искусства, Музей королевы Софии, спустя десять лет.
-- Расскажите о составе участников Focus Rusia.
-- Состав участников -- это российские галереи разных поколений. Разных, потому что одна из целей -- представить российскую институциональную структуру в процессе эволюции. Наряду со старейшинами (XL, «Айдан», «Риджина», галерея М&Ю Гельман) мы пригласили более молодых участников, в том числе GMG, Paperworks, петербургскую галерею Anna Nova. А поскольку Россия не только Москва и Санкт-Петербург, но и регионы, то приглашена и владивостокская галерея «Арка». Причем ее экспонент -- художница Ольга Киселева как раз олицетворяет интернациональный художественный мир. Сама Оля родом из Санкт-Петербурга, живет в Париже, преподает в Сорбонне, а сотрудничает с владивостокской галереей. Список участников галерейной делегации может быть дополнен.
-- Художников, работы которых галереи привезут для показа и продажи, отбираете как куратор вы?
-- Скорее это процесс общения с галеристами, в некотором роде сокураторство, в ходе которого составляется список интересных и мне как куратору, и галерее мастеров.
-- Но ведь участвуют галереи бесплатно? Это же спецпроект ярмарки...
-- Не совсем. Бесплатно им предоставляют лишь стенды. Транспортировка, таможня, билеты, проживание -- за их счет.
-- Каких мастеров хотелось привезти именно вам?
-- В идеале хотелось бы сделать панорамную выставку, заполняющую лакуны знаний испанцев о процессе современной художественной жизни России. Вот знают в Испании Илью Кабакова, а других художников круга московского концептуализма не знают. Потому предлагаю выбрать их работы. Виктора Пивоварова, например. Концептуализм для обеих стран направление принципиальное. И в России, и в Испании оно было мощным и развивалось в сходных политических условиях несвободы. Учитывая уникальную специфику ярмарки ARCOmadrid, примем во внимание и особый контингент покупателей: не просто нуворишей, а образованных коллекционеров, музеи. Для них важно общение с неизвестным российским искусством.
-- Будут ли в ARCOmadrid-2011 участвовать некоммерческие институции России?
-- Да. В рамочной программе предполагается участие как минимум пяти институций. Приглашения получили ГЦСИ, ММСИ, Stella Art и др. Они разместят информационные стенды о своей деятельности. Такова политика ARCO: они предпочитают, чтобы собственно произведения искусства непосредственно на ярмарке демонстрировали только галереи, а некоммерческие институции обозначали свое присутствие каталогами, информационно-образовательными фильмами и т.п. Что, разумеется, не отменяет параллельных выставочных проектов в других мадридских институциях -- участие в них россиян сейчас обсуждается.
-- Что будет симметричным ответом испанской стороны в России?
-- Большие надежды на то, что мы увидим здесь масштабные коллекции современного искусства из крупных испанских собраний. Однако со стороны России эти начинания должны быть поддержаны министерством, другими властными институциями. Все-таки Год России--Испании во многом политический проект, и определяется его программа политической волей. Насколько впишется в этот контекст современное искусство, пока неизвестно.
|