|
|
N°182, 06 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аврора, или Принцесса цирка
Историю о спящей красавице пересказывает театр «Кракатук»
Название этому театру дал его пилотный спектакль, сделанный по мотивам гофмановского «Щелкунчика, или Мышиного короля». Шесть лет успеха первого экспериментального проекта позволили продюсерам «Кракатука» Олегу Чеснокову и Вадиму Гаглоеву задуматься о постоянной труппе, которой со временем, конечно же, понадобится своя площадка и репетиционная база. Они мечтают заполучить петербургский «Мюзик-холл», ту самую легендарную площадку, где в 20-е годы делал свои умопомрачительные ревю наш великий балетмейстер Федор Лопухов, и сделать там свою версию «Лебединого озера». Но это все в возможном будущем, а пока новое грандиозное шоу кракатуковцев «Аврора. Спящая красавица» разъезжает на грузовиках по России.
Премьера «Авроры» состоялась в январе на фестивале русского искусства в Ницце, и так совпало, что ей практически довелось открывать год России во Франции. Постановщики (режиссер Василий Бархатов и художник Максим Исаев, один из создателей петербургского инженерного театра АХЕ) обратились к сказке о спящей принцессе Шарля Перро и его неаполитанского коллеги Джамбаттисты Базиле, который опередил знаменитого француза на полвека, издав свод волшебных сказок на итальянском языке. Базиле был в большей степени продолжателем фривольных традиций автора «Декамерона» (его сборник вышел в середине XVI века), чем Шарль Перро, провозвестник деликатного галантного века. Версия «Спящей красавицы» Базиле совсем еще фольклорная, то есть более брутальная и физиологичная. Впрочем, сценаристам Бархатову и Чеснокову обе сказки понадобились лишь частично: из одной они взяли традиционную всеми узнаваемую сюжетную канву, из второй -- несколько недостающих эпизодов и просто вкусных мелочей.
Главное в новой «Авроре» не сюжет, а красочная зрелищность. На это работают все механизмы и приемы -- в прямом и переносном смысле слова. Празднование 16-летия принцессы Авроры проходит с театральным размахом. Играет нежная увертюра к балету «Спящая красавица», но дирижер и первые скрипки не спокойны -- они не могут устоять на месте и взлетают под потолок (потому что вместо паркетного пола у них пружинящий цирковой батут, здесь не видимый глазу), царские минотавры пляшут для принцессы свой хтонический танец на джамперах. Родители Авроры, театральные артисты со стажем, дарят дочери представление в мировом театре. А что такое мировой театр, как не МХТ, куда каждого ребенка водили на «Синюю птицу»? Максим Исаев изобразил на синем занавесе крохотной сцены поп-артовский банан, который для детей останется не более чем вкусным фруктом, театралам напомнит пресловутую мхатовскую чайку, а арткритикам -- опусы Энди Уорхола. Пока зритель решает философский вопрос о банане и чайке, коварные минотавры впадают в агрессию, выделяют тонны энергии и втягивают принцессу в театральный шатер, где с ней будут происходить еще более необычайные вещи. На ее день рождения в буквальном смысле слова слетятся феи со своими волшебными подарками. Это время чистого и благородного цирка. Поскольку Аврора -- дитя кулис, феи дарят подарки чисто актерские, нужные для девочки, мечтающей о сцене. Когда все дары -- эквилибристика, элевация, пластичность и море других -- розданы, является злюка Карабос. Она учит Аврору более практичному, чем коллеги-циркачки, мастерству прядения и вязания. Зачарованная движением веретен (Исаев придумал очень эффектную сцену с наматыванием ниток на «живые» катушки -- их «играют» акробатки), Аврора, как сомнамбула, ходит по проволоке под потолком, Карабос ее сопровождает. В какой-то момент она вызывает дождь и заставляет Аврору соскользнуть «с нитки». Принцесса падает в стакан с ядом, откуда ее достает Дружественный механизм -- воспроизведенный в точности автомат «Небесный манипулятор», который вытягивает детям, опустившим монетку, плюшевых мишек из стеклянного ящика и в последний момент роняет их обратно, заставляя попробовать счастья еще раз. Принцесса, конечно же, не умерла, она будет спать, пока не придет принц и не разбудит ее. Принцев также доставляет на сцену Дружественный механизм. Так начинается второй тур чистого цирка: талантливые на все лады принцы показывают свой трюк. Принц Электрик лазает по фонарю и вкручивает лампочки, Принц Спортсмен вращается на брусьях, Принц Рокер летает на шаре и поет арию Папагено из «Волшебной флейты» и так далее, пока не является Принц Дезире. Одетый в цвета французского или русского, как кому ближе, флага гимнаст целует принцессу и начинается третий -- самый изысканный -- цирковой тур. Под музыку свадебного па-де-де герои, они же воздушные гимнасты, парят в воздухе, причудливо сплетаясь телами. Ни о какой свадьбе речи нет, Аврора готовится в актрисы, и обретенный таким хитрым способом Принц станет ее партнером.
В данный момент «Аврора» едет из Пензы в Нижний Новгород, оттуда отправится в Иваново, а в конце декабря в столичном Театре Армии пройдет московская премьера, которая по планам организаторов должна плавно перерасти в серию рождественских представлений для детей. Как обещают организаторы, в фойе театра будет организована традиционная елочная феерия с подарками от «Небесного манипулятора» -- автоматы, которые много лет «обманывали» детей, превратятся в беспроигрышную лотерею.
Екатерина БЕЛЯЕВА, Пенза--Москва