Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в начале нынешней недели пообещал уже в следующем году представить новые инициативы по борьбе с дефицитом бюджета путем увеличения его доходов. «На 2011--2013 годы мы все предложения уже озвучили. Бюджет внесен в Госдуму, -- успокоил глава финансового ведомства. -- Все остальное уже через год». В качестве ориентиров для бюджетного планирования на 2012 год он напомнил про принятую на саммите в Торонто рекомендацию «большой двадцатки» вдвое сократить бюджетные дефициты по сравнению с 2009 годом. «Это и есть примерный темп сокращений, и о нем уже договорились», -- заявил г-н Кудрин. Хотя, по его мнению, России следовало бы снижать дефицит еще быстрее из-за чрезмерной зависимости государственных финансов от ситуации на сырьевых рынках.
Между тем только обнародованные летом планы Минфина по увеличению фискальной нагрузки на бизнес должны в 2011--2013 годах обеспечить приток в бюджет дополнительно 1 трлн руб.
(см. «Время новостей» от 22 июля). И большую часть этих средств предполагается изъять из экономики как раз в 2012--2013 годах. При этом не учитываются те 800--850 млрд руб., в которые ежегодно будет обходиться бизнесу рост ставки страховых взносов с нынешних 26 до 34%.
Энергичное сокращение бюджетных дефицитов совсем не обязательно должно вызвать торможение экономики, полагает глава Минфина. «В рамках года-полутора такое замедление произойдет, но зато создаст большие и лучшие возможности для более долгосрочного роста», -- убежден Алексей Кудрин. Противоположный сценарий борьбы с кризисом, то есть поддержка экономики за счет бюджетной накачки, способен вызвать долговременную стагнацию. В качестве наиболее оптимального срока сворачивания государственных антикризисных пакетов г-н Кудрин назвал три года. Полностью уровнять расходы с доходами предполагается к 2015 году.
Нынешний федеральный бюджет и макроэкономический прогноз, на который он опирается, исходят, возможно, из слишком оптимистичного сценария развития мировой и российской экономики, убеждены сотрудники Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Ведущий специалист центра Дмитрий Белоусов опасается, что жизнь может оказаться сложнее. «У нас есть и сигналы к возобновлению экономического роста, и свидетельства того, что мы вляпались в экономическую стагнацию, -- рассказал журналистам эксперт. -- С одной стороны, у нас идет неплохой восстановительный рост: уже в следующем году по всем основным параметрам, за исключением объема инвестиций, мы скорее всего выйдем на докризисный уровень. С другой стороны, до машиностроения, например, рост пока не дошел, несмотря на усилия государства, в частности в рамках программы утилизации старых автомобилей. По самым оперативным данным за август, в промышленности ничего хорошего не произошло: она как стояла, так и стоит».
Старые источники роста, убежден г-н Белоусов, исчерпаны: быстро выросший на расширении мировых рынков в прошлом году -- начале этого года экспорт, запасы компаний. А новые источники -- увеличение объема инвестиций, потребительский спрос -- расти не хотят. «Мы пришли к пренеприятнейшему равновесию, когда нет ни избытка спроса, дававшего надежду на дальнейшее оживление производства, ни избытка производства, позволявшего рассчитывать, что к нему и спрос подтянется», -- сокрушается экономист.
Явный рост потребительского кредитования населения, рост заработной платы свидетельствуют о том, что экономика пытается выйти из кризиса в рамках старой модели роста -- надувания потребительских рынков. «Кризис не доделал свою работу, мы по-прежнему пытаемся жить в сырьевой модели», -- делают вывод в ЦМАКП.
Наиболее существенным фактором, тормозящим рост, стало укрепление рубля. «Рынок только начинает на него реагировать. Сентябрьская мини-девальвация рубля им пока еще не отыграна, -- предупреждает Дмитрий Белоусов. -- Начал расти импорт. Экспорт стабилизировался, и нет новых идей и рынков, на которых он может расти».
Мировая экономика сейчас находится на развилке между достаточно быстрым развитием и второй волной кризиса. При втором варианте для нас будут неизбежными низкие темпы роста и коррекция рубля в сторону ослабления. В случае же позитивного развития событий для России может быть два экономических сценария: либо традиционный шумпетерианский (Йозеф Шумпетер -- американский экономист) вариант с опережающим ростом инвестиций и подтягиванием к ним (на фоне общего разогрева рынка) среднего уровня зарплат и доходов населения, либо сохранение потребительски ориентированного роста -- той модели, которую мы имели перед кризисом, убежден эксперт. Бюджет исходил из шумпетерианского цикла, убежден г-н Белоусов. Он же убежден, что для России был бы более предпочтителен инвестиционный вариант.
«Мы выходим из мировых лидеров по темпам роста экономики. В среднесрочной перспективе она у нас будет увеличиваться не более чем на 4% в год. Многое зависит от того, как будет развиваться экономика. При более перспективном инвестиционном варианте можно ожидать в 2011--2012 году выхода на темпы роста ВВП в год до 4%, может быть, даже и выше. При потребительском сценарии нас ожидает позитивная стагнация с недостаточными для нас темпами роста порядка 3%», -- предупреждают экономисты ЦМАКП.
Базовым в ЦМАКП считают сценарий быстрого восстановления мировой экономики. Уже в следующем году темпы ее роста составят порядка 3,5--4%. Этой динамики достаточно и для роста спроса, и для роста мировых сырьевых цен, которые в ближайшие два года останутся на нынешнем уровне (порядка 75--80 долл. за баррель), а в последующем под влиянием роста мировой экономики и разогрева финансовых рынков постепенно начнут смещаться к 85 долл. за баррель.
В отличие от экономики будущее рубля специалистам ЦМАКП представляется менее радужным. «В долгосрочной перспективе у нас нет оснований для укрепления рубля. Более того, в 2012--2013 годах можно ожидать его некоторого ослабления из-за проблем с торговым балансом (импорт товаров и услуг может превысить их экспорт. --
Ред.) и необходимостью погашения большого объема долгов. Эти годы с высокой вероятностью станут годами очередной девальвации рубля, может быть, не такой быстрой, как в 2008--2009 годах», -- предупреждает г-н Белоусов.