Время новостей
     N°181, 05 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.10.2010
«Политика протянутой руки»
Боснийские мусульмане сделали шаг навстречу сербам
Сегодня в Боснии и Герцеговине могут быть объявлены окончательные результаты воскресных всеобщих выборов. Избиратели, как и прежде, голосовали в основном по национальным предпочтениям. В лагере боснийских мусульман считающийся умеренным 54-летний Бакир Изетбегович (на снимке) произвел сенсацию, победив 65-летнего националиста Хариса Силайджича. Тем временем харизматичный лидер боснийских сербов 51-летний Милорад Додик укрепил свои позиции, убедительно выиграв борьбу за президентское кресло в боснийской Республике Сербской.

Все это предвещает непростые переговоры насчет будущего Боснии и Герцеговины. Проголосовав в своем родном городе Лакташи, г-н Додик заявил, что стороны «либо будут способны достичь компромисса и определенного баланса», либо «разойдутся миром, живя по соседству и развивая цивилизованные отношения». В интервью местному сербскому телевидению уже после своей победы он прямо объявил: «Мы не заинтересованы в укреплении Боснии».

В настоящее время административно-государственное устройство Боснии и Герцеговины определяется Дейтонским мирным соглашением 1995 года. В ее состав входят два равноправных субъекта -- мусульмано-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская -- со своими парламентами и правительствами. Решения по общегосударственным вопросам принимает коллективный президиум, состоящий из трех представителей государствообразующих народов Боснии и Герцеговины -- мусульман, сербов и хорватов. Каждый из них имеет право вето.

Именно за места в коллективном президиуме и развернулась основная борьба на воскресных выборах. Увереннее других переизбрался представитель хорватов Желько Комшич -- благодаря в том числе голосам мусульман. Традиционно представители всех трех народов голосуют за своих кандидатов и партии, так что г-н Комшич -- редкое исключение. Многие боснийские хорваты считают его предателем, поскольку во время межэтнической гражданской войны в Боснии и Герцеговине 1992--1995 годов он сражался не в рядах хорватских формирований, а в составе правительственной боснийской армии, подчиняясь приказам мусульманских военачальников. В ходе нынешней кампании ряд хорватских партий требовал от Желько Комшича снять кандидатуру, поскольку он «не имеет морального права» представлять хорватов, однако это не помешало ему переизбраться, набрав 60% голосов.

Сохранил свое кресло в президиуме серб Небойша Радманович. На нынешних выборах ему оппонировал более приемлемый для Запада умеренный Младен Иванич, однако в итоге он уступил победителю, набравшему около 50% голосов. Радманович считается ближайшим соратником Милорада Додика, и потому его победа вряд ли придется по вкусу западным кураторам боснийского урегулирования в лице США и ЕС. Последние с октября 2009 года пытаются убедить боснийских политиков изменить конституционные принципы в пользу большей централизации. Вашингтон и Брюссель особенно недовольны наличием права вето. Главными их оппонентами выступают сторонники Милорада Додика из «Союза независимых социал-демократов». Они обвиняют Запад в стремлении ликвидировать саму Республику Сербскую, сведя ее к нескольким бесправным муниципалитетам.

«Дейтонскую модель урегулирования межнациональных конфликтов в последнее время сознательно уничтожают ее же авторы, забывающие, что лишь создание тщательного баланса сдержек и противовесов позволило положить конец братоубийственной войне, в которой погибло более 100 тыс. человек, -- отметил в беседе с «Временем новостей» директор Института славяноведения РАН Константин Никифоров. -- При этом США и ЕС пытаются централизовать Боснию и Герцеговину именно за счет сербов, чтобы сербское вето не мешало властям Сараево признать Косово и ускоренно продвигать страну в Евросоюз и НАТО». Победивший в борьбе за пост президента Республики Сербской Милорад Додик категорически против вступления Боснии и Герцеговины в НАТО, он выступает за более тесное сотрудничество с Россией, в частности в рамках совместного осуществления проекта сооружения газопровода «Южный поток».

Самые значительные перемены произошли в лагере боснийских мусульман. Их многолетний представитель в президиуме Харис Силайджич проиграл с отрывом 10% Бакиру Изетбеговичу -- сыну лидера Боснии и Герцеговины военных времен, покойного Алии Изетбеговича. Изетбегович-младший не устает повторять, что готов к компромиссам с Додиком, чтобы «оставить позади время конфликта». Он уже пообещал проводить в качестве члена президиума «реальную политику протянутой руки и сотрудничества».

Однако в лагере боснийских мусульман достаточно влиятельных фигур, повторяющих вслед за проигравшим Силайджичем, что Республика Сербская «является продуктом антимусульманских «этнических чисток». Кроме того, непререкаемым авторитетом в мусульманской общине обладает верховный муфтий Боснии и Герцеговины 58-летний Мустафа Церич. «Влияние Церича таково, что он может заставить мусульман принять любое решение, -- иронично заметил однажды в беседе с автором этих строк Милорад Додик. -- Если завтра он скажет, давайте выберем президентом Радована Караджича (экс-лидер боснийских сербов обвиняется Гаагским трибуналом в совершении военных преступлений против мусульман. -- Ред.), он будет избран единогласно». Год назад Церич призвал включить в боснийскую конституцию нормы шариата, поскольку считает Боснию и Герцеговину «мусульманским отечеством». Широкий резонанс получило и его высказывание, адресованное Турции, которую он назвал «нашей матерью»: «Это было всегда, и это так и останется».

«Мустафа Церич действительно очень влиятельная фигура в Боснии и Герцеговине, неприемлемая для сербов, -- подтвердил в беседе с «ВН» Константин Никифоров. -- Посещая в 2009 году историческую область Санджак в Сербии, на стыке границ с Боснией и Черногорией, он заявил местной мусульманской общине, что «никакая сила не удержит местных мусульман от объединения с боснийскими». Неприятие боснийскими сербами планов централизации Боснии и Герцеговины во многом вызвано их нежеланием проснуться однажды в шариатском государстве».

Петр ИСКЕНДЕРОВ