|
|
N°181, 05 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Знатоки правильного пути
Консерваторы обсуждают план спасения Великобритании
Несмотря на дождь, ливший все воскресенье, настроение делегатов съезда Консервативной партии, собравшихся в Международном конференц-центре Бирмингема, было приподнятым. «Конечно, я рад, ведь это первый с 1996 года съезд, на котором мы представляем не оппозицию, а партию власти, -- радостно улыбаясь, сказал корреспонденту «Времени новостей» 50-летний Майкл Симпсон из Шеффилда. -- Теперь мы будем обсуждать не то, как вернуться к руководству страной, а как вытащить Британию из той дыры, в которую ее уронили лейбористы».
Министр иностранных дел Уильям Хейг был более категоричен: «Не случайно Консервативная партия -- старейшая и самая успешная политическая партия в мире. Секрет в том, что всякий раз, когда страна оказывается в кризисе, избиратели доверяют нам руль и тори неизменно находят правильный путь, который возвращает Британию к процветанию».
Труднее всего будет найти путь избавления от гигантского структурного дефицита бюджета, который составляет 109 млрд фунтов стерлингов в год (более 160 млрд долл.). Коалиционное правительство, в которое в качестве младшего партнера консерваторов входят и либеральные демократы, уже объявило: единственный способ решения этой проблемы -- сокращение государственных расходов. Подробности финансовой программы правительства будут доложены парламенту 20 октября. Но первые указания на то, куда именно метит «топор казначея», ожидались в выступлении на съезде министра финансов Джорджа Осборна. Неудивительно, что все буфеты и фойе конференц-центра опустели за четверть часа до того, как 39-летний выпускник Оксфордского университета вышел на трибуну.
Перед началом выступления Осборна преподаватель Бирмингемской школы экономики Дуг Мерфи рассказал «ВН», чего именно он ждет от речи министра: «Прежде всего ему предстоит объяснить стране, почему сокращения нужно проводить именно сейчас и в таком крупном объеме. Это очень важно, потому что лейбористы убеждают публику в обратном -- они считают, что затягивание поясов можно отложить до лучших дней, когда британская экономика выйдет из кризиса и разгонится настолько, что сама справится с дефицитом. Но даже население поймет неотвратимость сокращения госрасходов. Осборну понадобится каким-то образом подсластить пилюлю и пообещать людям впереди не одни только неприятности, но и солнечные дни».
Прежде всего Осборн объяснил съезду, что проблема дефицита возникла не только в результате мирового финансового кризиса. По его словам, лейбористское правительство на протяжении многих лет тратило больше средств, чем имело в наличии: «Из каждых четырех фунтов, потраченных лейбористами, один был взят в долг. Чтобы заставить государственные службы функционировать, они закачивали в них все больше и больше денег, но получали все меньше отдачи. Совершенно очевидно, что этим политикам нельзя доверять ключи от государственной машины, потому что они не умеют водить».
Теперь с решительным сокращением дефицита медлить уже нельзя. Осборн пояснил: «Британия ежедневно платит по процентам за свой государственный долг 120 млн фунтов (почти 185 млн долл.). Чем дальше мы станем откладывать погашение векселей, тем больше будет становиться сумма процентов, тем труднее будет выплачивать ее в будущем». Кроме того, страну, не способную расплачиваться со своими долгами, обходят стороной инвесторы. А это означает сокращение производства, рост безработицы и падение доходов населения. «А я не для того пришел в политику, чтобы довести страну до коллапса», -- сказал Осборн.
Министр подчеркнул, что реформы затронут такие важные сферы жизни британцев, как система образования, бесплатное медицинское обслуживание и работа полиции. Предстоит увеличить эффективность этих служб, вывести их из-под прямого подчинения правительства и дать возможность населению активнее участвовать в их работе: «Родители должны решать, какой быть школе в их микрорайоне, участковые врачи -- как лечить пациентов». Особо крупная реформа ждет систему социального обеспечения, которая, по данным Осборна, «съедает треть бюджетных расходов».
Те, чей доход превышает 44 тыс. фунтов в год, не будут получать пособие на ребенка. Жесткие нормы расходов вводятся и для семей, живущих исключительно на пособия. «Считаем недопустимым, что значительное число нигде не работающих людей получает в общей сложности больше денег от государства, чем труженики со средним доходом», -- сказал Осборн. Речь идет о тех, кто получает пособия по безработице, по аренде жилья, оплате коммунальных услуг и другие виды социальных выплат. Отныне, объявил министр, суммарный объем пособий, выплачиваемых одной семье, не будет превышать 500 фунтов в неделю. Таким образом, размер пособий сравняется со средней зарплатой по стране, которая составляет сейчас около 25 тыс. фунтов в год.
Делегаты встретили речь министра длительной овацией. «Джордж внес ясность в экономическую ситуацию, в которой мы находимся, он вполне доступно объяснил свою финансовую стратегию», -- сказал «ВН» учитель из Бристоля Джон Лесли. «Конечно, будет очень трудно, -- признала хозяйка маленькой гостиницы из Портсмута Эдит Дженкинс, -- но, знаете, лучше мы с мужем сейчас немного подожмемся в расходах, чем перекинем ответственность на наших детей. Это будет совершенно аморально. Думаю, хорошо, что наше руководство настроено решительно и не боится идти на радикальные реформы. Пора наводить порядок в стране».
В решительности настроя тори корреспондент «ВН» убедился во время случайной встречи в кулуарах съезда с мэром Лондона Борисом Джонсоном. По поводу состоявшейся вчера забастовки сотрудников столичного метро и угроз профсоюзных боссов в ответ на сокращение госрасходов парализовать страну акциями протеста он сказал: «Хочу сказать руководителям профсоюзов, что подобные действия объясняются не заботой о безопасных условиях труда или уровнем зарплат трудящихся, а политическими амбициями их профсоюзных лидеров. И еще я считаю, что парламенту пора принять закон, разрешающий забастовку только в том случае, если за нее проголосовало не менее половины списочного состава членов профсоюза».
Зураб НАЛБАНДЯН, Бирмингем