|
|
N°181, 05 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Хельсинкский дух» в степях Евразии
Нурсултан Назарбаев предлагает объединить европейскую и азиатскую архитектуру безопасности
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), судьба которой еще пару лет назад казалась предрешенной, теперь может стать основой новой архитектуры безопасности. Причем не только европейской, но и общеевразийской. По мнению президента председательствующего сейчас в ОБСЕ Казахстана Нурсултана Назарбаева, обеспечение безопасности в Европе и Азии неразрывно связано -- значит, нужно говорить о создании не только евроатлантического, но и общеевразийского пространства безопасности. Эта инициатива президента Казахстана будет обсуждаться на намеченном на декабрь этого года саммите ОБСЕ, который после 11-летнего перерыва во встречах глав государств организации соберется в Астане.
Казахстан -- первое азиатское и мусульманское государство на посту председателя организации. Кроме того, страна известна своей многовекторной внешней политикой, ролью модератора и посредника, инициатора различных интеграционных форматов, в том числе ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА. Именно с приходом Казахстана на пост председателя организации многие связывали возможность «перезапустить» ОБСЕ. Как оказалось, не напрасно.
Руководитель центра международных исследований Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Республики Казахстан Валихан Тулешов так объясняет ситуацию: «Многовекторность Казахстана трансформируется сегодня в более глубокую теорию партнерства. Мы налаживаем отношения и с Китаем, и с Россией, и с Европейским союзом, и с исламским миром, и так далее. Это широкая трактовка того, какое значение для нас имеет саммит ОБСЕ. Я думаю, Казахстан должен стать «переводчиком» с восточного языка на западный и с западного на восточный в процессах экономических и политических отношений».
«Трудности перевода» связаны еще и с тем, что осознаем мы это или нет, но уже сегодня ОБСЕ является не только европейской, но и евразийской структурой. А проведение саммита в Астане должно закрепить этот новый статус. В свою очередь азиатский вектор, как полагают эксперты, позволит подхлестнуть обновление ОБСЕ, сбалансировать интересы и актуализировать повестку дня деятельности организации.
По мнению британского парламентария Дэниса Макшейна, «председательство в ОБСЕ Казахстана -- это подходящий момент для того, чтобы рассмотреть ряд важных внешнеполитических вопросов нашего времени: о взаимодействии с усиливающейся Азией, о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и об установлении порядка и стабильности в Афганистане».
Старший научный сотрудник центра аналитического мониторинга МГИМО МИД России Леонид Гусев в связи с этим подчеркивает, что «инициатива Астаны по созданию «азиатской ОБСЕ» -- Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), предстоящее председательство Казахстана в Организации Исламская конференция (ОИК) позволяют не только расширять ареал деятельности ОБСЕ, но и находить совершенно новые подходы к решению межнациональных и межконфессиональных конфликтов».
«Уже сам факт председательства Казахстана в ОБСЕ говорит, что инструментарий международной политики радикально меняется. Перед лицом общих вызовов идеологические предрассудки, деление на «своих» и «чужих», на неисламские и мусульманские страны, то есть концепция столкновения цивилизаций отходит в прошлое и приходит совсем другое понимание, другие приоритеты», -- полагает директор международных проектов Института национальной стратегии Юрий Солозобов. По его словам, идеологию, проповедуемую Казахстаном, можно назвать «философией равноправия», и она уже принесла свои плоды.
Владимир ОРЛОВ