|
|
N°181, 05 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дуэт с королевой
Открылся 4-й конкурс скрипачей имени Давида Ойстраха
Московский международный конкурс скрипачей имени Давида Ойстраха, что начался в Малом зале Консерватории, впервые прошел в 2006 году. А более семидесяти лет назад -- в 1937 году -- на конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе победил сам Давид Ойстрах. В то время международных конкурсов было мало, и лауреат первой премии неизбежно становился знаменитым. Величайшему скрипачу ХХ века Давиду Ойстраху был еще неведом тот изматывающий ритм жизни, который сегодня губит и молодых, и зрелых звезд, не позволяя остановиться и оглянуться. Однако Ойстрах успел застать начало эпохи, когда подготовка лауреатов международных конкурсов превратилась в конвейер -- на первых пяти конкурсах имени Чайковского (с 1958 по 1974 год) маэстро был бессменным председателем скрипичного жюри.
Скрипач и педагог Игорь Ойстрах, сын великого музыканта, возглавляет жюри 4-го конкурса; среди судей также Геннадий Рождественский, Эдуард Грач, Борис Кушнир, Владимир Иванов, Григорий Жислин, Виктор Пикайзен и другие. Илья ОВЧИННИКОВ встретился с Игорем ОЙСТРАХОМ, чтобы узнать, какую роль в карьере молодых музыкантов играет конкурс.
-- Игорь Давидович, верно ли, что сегодня для молодого музыканта конкурс -- единственная возможность сделать карьеру? Не мешает ли развитию исполнителя необходимость ориентироваться на конкурсные требования, часто зависящие от конъюнктуры?
-- Есть мнение среди музыкантов и педагогов, что конкурс -- несовершенная форма отбора молодых музыкантов. И это, может быть, правильно: на конкурсах бывают ошибки. Любое жюри -- это живые люди, у каждого свой вкус. Может случиться так, что молодой музыкант очень волновался, показал себя не в полной мере, и результат оказался не столь убедительным. И наоборот. С другой стороны, есть мнение, что это все же оптимальная, хотя и несовершенная форма отбора.
Победа исполнителя на конкурсе еще не гарантирует, что через тридцать-сорок лет мы о нем вспомним: многое зависит от его человеческих, музыкантских, физических, моральных качеств, от его настойчивости. Знаменитый пианист Артуро Бенедетти Микеланджели в свое время получил всего лишь седьмую премию на конкурсе имени Изаи в Брюсселе, а позже стал одним из величайших в мире. Поэтому успех или неуспех на конкурсе -- еще неокончательный результат для талантливого человека.
-- Какова сегодня судьба знаменитой российской исполнительской и педагогической школы? Одни полагают, что ее больше не существуют, другие, напротив, считают, что она победила, поскольку педагоги из нашей страны сейчас преподают во всем мире.
-- Полагаю, она по-прежнему существует; не надо думать, что все это закончилось. Есть замечательные педагоги-скрипачи, в том числе и в Москве. Например, мой коллега Эдуард Давидович Грач, член жюри нашего конкурса: как и я, он уже завершил деятельность солиста, нам обоим скоро восемьдесят, но стал теперь выдающимся педагогом. Его студент Никита Борисоглебский, в 2007 году получивший первую премию на 2-м конкурсе имени Ойстраха и вторую на 13-м конкурсе имени Чайковского, только что победил на 7-м конкурсе имени Крейслера в Вене. Он совсем недавно приезжал ко мне в Зальцбург, где я давал мастер-классы в Международной летней академии в «Моцартеуме».
Был там и замечательный скрипач Илиан Гарнет, лауреат третьей премии предыдущего конкурса имени Ойстраха (2008). Он был студентом моего последнего класса в Брюссельской королевской консерватории. Оба они участвуют в концерте-открытии нынешнего конкурса, которым дирижирует Эдуард Грач. Кстати, в Московской консерватории есть мраморная доска, где золотыми буквами написаны имена лучших студентов, и их список оканчивается 1949 годом. А мы с Эдуардом Давидовичем встретились в 1949 году на конкурсе в Будапеште, где поделили первую премию. Но почему-то в список уже не попали, что немножко обидно. Ведь консерватория для меня родной дом, я с детства сюда ходил, слушал здесь молодых коллег и больших мастеров, включая моего отца. Я поступил сюда в 1949 году и девять лет спустя окончил аспирантуру.
-- Продолжаете ли вы преподавать в Королевской консерватории Брюсселя?
-- Преподавать я уже закончил в силу своего возраста. Профессором Королевской консерватории я был ровно четырнадцать лет, теперь там преподает мой сын Валерий, который также участвует в жюри нынешнего конкурса имени его деда. Я очень рад и горд, что у меня в Брюсселе был целый ряд замечательных студентов: в том числе Татьяна Самуил, которая сейчас там работает, она получила третью премию на 12-м конкурсе имени Чайковского (2002). Еще одна замечательная скрипачка, среди лучших в моем классе, -- японка Рейко Отани, завоевавшая вторую премию на 11-м конкурсе имени Венявского (первая в 1996 году не присуждалась), лауреат конкурсов имени Иоахима, Сибелиуса и королевы Елизаветы. Два года у меня и три у моего сына учился Иосиф Иванов; за это время он получил первую премию на конкурсе в Монреале и вторую -- на конкурсе королевы Елизаветы. Сейчас он тоже преподает в Королевской консерватории. Там очень хороший оркестровый класс и замечательный оркестр, вместе с которым я играл Скрипичный концерт Бетховена на вечере, посвященном моему 70-летию.
-- Среди более сорока участников нынешнего конкурса много музыкантов из Азии -- Корея, Япония, Тайвань, Сингапур. Считается, будто они очень быстро выходят на невероятный технический уровень, но при этом их игре не хватает эмоциональности и глубины. Вы согласны?
-- Каждая национальность имеет какое-либо присущее ей свойство характера; не нужно требовать, чтобы все были одинаковы. Что касается технического совершенства, то к этому стремятся школы всех стран. Могу сказать, что Рейко Отани, наряду с Таней Самуил, лучшая моя студентка, а сколько прекрасных учеников у меня было из Южной Кореи! Мне не кажется, что общий уровень молодых музыкантов снижается. Я был членом жюри многих конкурсов, в том числе конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе, который остается одним из наиболее авторитетных. Кстати, с ее величеством королевой Елизаветой я имел честь играть дуэты. В ноябре я приглашен в жюри конкурса имени Сибелиуса, с которым тоже лично встречался. Конкурс Ойстраха очень молод: не только потому, что ему всего четыре года, но и в том смысле, что здесь представлены три возрастные группы, самая младшая -- с 10 до 13 лет, что не так часто на конкурсах бывает. Мне кажется, в целом уровень музыкантов достойный, их технические возможности лишь растут, как растет и опыт игры в разных стилях.
-- В программу финала конкурса входят хрестоматийные скрипичные концерты -- Сибелиус, Чайковский, Глазунов, Паганини... Появились ли за последние десятилетия шедевры сопоставимого уровня, которые навсегда останутся в репертуаре скрипачей?
-- Я бы назвал Первый концерт Шостаковича; в 1948 году, когда Шостакович пригласил моего отца послушать его в первый раз, отец взял меня с собой. Шостакович сыграл нам на рояле этот концерт, который произвел на нас огромное впечатление. Он рассказывал, что он там имел в виду, подпевал... Двумя годами раньше, когда я только начинал свою учебу на скрипке, мне довелось впервые слышать Первую сонату Прокофьева фа-минор на даче у Сергея Сергеевича. Прокофьев посвятил ее Давиду Федоровичу... Такие сочинения не каждый день появляются, трудно было бы этого требовать.
|