|
|
N°180, 04 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Париж встречается с Руром
Музей Folkwang и E.ON Ruhrgas представили французских импрессионистов
В Эссене, промышленном и культурном центре Рурской области Германии, в эти дни чаще чем когда-либо за последние годы звучала французская речь. В субботу здесь во всемирно известном музее Folkwang при большом стечении публики была открыта выставка «Картины одной метрополии -- импрессионисты в Париже», которая стала знаковым событием не только для этого региона, объявленного Европейской комиссией культурной столицей Европы-2010. Первые посетители пришли на встречу с шедеврами французской живописи 1860--1900 годов накануне отмечавшегося в прошедшее воскресенье 20-летия воссоединения Германии. Известно, что два десятка лет назад именно в Елисейском дворце в Париже бытовали серьезные опасения в отношении усиления веса Германии в Европе. От былых германо-французских межгосударственных размолвок нет следа, а презентация уникальных творений французских мастеров в центре Рурской области проходит под патронатом федерального канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози.
В истории двух европейских стран-соседей были и страницы иного рода. В 1923 году этот регион был оккупирован французско-бельгийскими войсками, что на годы парализовало его экономику. Оккупационные власти выселили из Рурской области в неоккупированную часть Германии 130 тыс. жителей, налагали штрафы, выносили смертные приговоры. Оккупация Рура поставила Германию на грань экономической катастрофы и стала причиной глубоких социальных потрясений. Любопытно, что с протестом против оккупации Рурской области в свое время выступило только советское правительство. Теперь же, представляя выставку в Folkwang, директор музея Хартвиг Фишер с нескрываемым удовольствием озвучивает целые пассажи своего выступления на великолепном французском языке.
Кураторами выставки, на которой представлено 80 живописных полотен и 120 оригинальных фотографий, рассказывающих о Париже второй половины XIX века, стали Франсуаза Кашен, директор-основатель Музея Орсе, и Франсуаза Рейно из музея истории Парижа «Карнавале». Большинство из привезенных в Эссен произведений мастеров импрессионизма Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Поля Синьяка, Камиля Писсаро и Густава Кайлеботта впервые показываются в Германии. В залах Folkwang представлены и работы менее известных французских художников, но так же тонко уловивших парижский городской колорит того времени.
Это были десятилетия парижской перестройки в самом прямом значении этого слова. В 1850 году префект столичного департамента Сена барон Жорж-Эжен Хаусман взялся выполнять приказ императора Наполеона III о переустройстве города. Барон начал строить на месте старинных кривых улочек широкие бульвары, ставшие впоследствии визитной карточкой имперской столицы. На улицах появилось ночное освещение, были построены вокзалы, метро. Барон-«хозяйственник», по непосредственному указанию которого было снесено 25 тыс. старых домов и появилось 40 тыс. новостроек, принялся и за чистоту города -- в Париже была проведена современная по тем временам канализация. За эти десятилетия в городе прошли четыре всемирные выставки, были построены Эйфелева башня, здание Гранд-опера и одна из самых красивых церквей Парижа -- Сакре-Кер (церковь Сердца). Художники того времени предпочитали селиться на Монмартре, где плата за квартиры была еще доступной. Разгуливавшие по широким тротуарам или проводившие часы досуга в одном из 27 тыс. парижских кафе, они в своих работах отображали перемены в повседневной жизни. А вот карьера парижского перестройщика Жорж-Эжена Хаусмана завершилась бесславно. В 1870 году он был смещен за многочисленные чиновничьи грехи с поста столичного градоначальника. К тому времени в городской казне Парижа образовалась миллиардная долговая гора, избавиться от которой французам удалось лишь к 1929 году.
Директор Folkwang Хартвиг Фишер убежден, что парижский опыт «перемен благодаря культуре» середины и конца XIX века во многом может оказаться полезным и Рурской области XXI века. С этим согласен и председатель правления спонсора выставки «Картины одной метрополии -- импрессионисты в Париже» E.ON Ruhrgas Клаус Шефер. «Мы переживаем схожий процесс нового самопознания благодаря тому, что Рурская область стала культурной столицей Европы-2010», -- отметил шеф крупнейшей немецкой газовой компании. Г-н Шефер, возглавивший E.ON Ruhrgas около полутора месяцев назад, считает для себя одновременно «вызовом и очарованием» работать в этом регионе. «53 совершенно различных города, третья по своим размерам городская агломерация в Евросоюзе -- и этот целый регион был назван культурной столицей, -- говорит он. -- Так в Руре-2010 возник лозунг «Мы метрополия», отразивший стремление Рурской области к созданию своего нового имиджа в Европе и использованию культуры для устойчивого развития экономики и градостроительства. Мы желаем, чтобы перемены благодаря культуре, к которым мы стремимся, оказались успешными».
Свою реальную лепту в градостроительные перемены в Эссене внес и E.ON Ruhrgas. Правда, до масштабов борьбы с архитектурной стариной, развернутой парижским градоначальником Хаусманом, в столице Рурской области дело не дошло. К открытию выставки газовая компания презентовала почетным гостям свое новое административное здание на Брюссельской площади, которому предстоит стать заметным архитектурным акцентом в городе.
Юрий ШПАКОВ, Эссен