|
|
N°151, 21 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мотопробегом по трубопроводу
Азербайджан празднует начало «нефтяной одиссеи»
Азербайджанские власти объявили, что церемония закладки фундамента исторического трубопровода Баку--Тбилиси--Джейхан состоится 18 сентября на береговом терминале в Сангачале в 42 км южнее Баку. В мероприятии примут участие президенты Азербайджана, Грузии и Турции, спецпредставитель США по вопросам Каспия Стивен Манн, руководители компаний -- участниц проекта. А уже к концу текущего года начнется строительство турецкого участка нефтепровода. Это произойдет после утверждения второй фазы проекта добычи нефти с месторождений Азери--Чираг--Гюнешли в азербайджанском секторе Каспия. Их разработка делится на три фазы, из которых пока утверждена только первая.
Празднования уже начались. Послезавтра в Баку стартует агитпробег мотоциклистов «Баку--Джейхан: нефтяная одиссея-2002». Символический баррель (159 литров) азербайджанской нефти провезут по всей 1760-километровой линии строительства основного экспортного трубопровода. Организаторы хотят сделать маршрут, соединяющий Азербайджан, Грузию и Турцию, аналогом ежегодного авторалли Париж--Дакар. Участников мотопробега обещал принять президент Гейдар Алиев.
Акционерами трубопровода Баку--Джейхан являются азербайджанская госкомпания ГHКАР (25%), британская BP (38,21%), норвежская Statoil (9,58%), американская Unocal (8,90%), турецкая TPAO (7,55%), итальянская Eni (5%), японская Itochu (3,40%) и саудовско-американская Amerada Delta Hess (2,36%). Недавно право на приобретение 5% получила франко-бельгийская компания TotalFinaElf. Реализация сделки приведет к снижению долевого участия BP, Statoil и TPAO. Российский ЛУКОЙЛ интересовался проектом, но пока стоит в стороне.
На днях директор по внешним связям «BP--Россия» Питер Хеншоу заявил, что руководство BP ведет переговоры еще с двумя компаниями о возможности их участия в проекте, оператором которого являются британцы. Не уточнив, какие это компании, г-н Хеншоу отметил, что присоединение к проекту еще возможно, так как схема финансирования пока не утверждена. В таком случае новичку придется купить часть доли у какого-либо нынешнего участника. Заявление именно российского представителя BP можно растолковать как намек, что некая российская компания все-таки намерена принять участие в строительстве. Хотя в случае его успешного завершения к концу 2004 года шансы России на увеличение транспортировки нефтепотоков из Каспия в «северном направлении» снизятся до нуля.
Эльчин ГУСЕЙНОВ, Баку