|
|
N°180, 04 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Он отдавал все силы, чтобы не допустить войны»
В Японии помнят советского разведчика Рихарда Зорге
4 октября исполняется 115 лет со дня рождения легендарного советского разведчика, Героя Советского Союза Рихарда Зорге (на снимке). А 7 ноября мы вновь почтим его память. В 1944 году в этот красный день календаря, когда в СССР отмечали очередную годовщину социалистической революции, 49-летний разведчик и журналист был казнен в токийской тюрьме Сугамо, так и не дождавшись согласия Сталина на предложенный японскими властями вариант его обмена на одного из находившихся в заключении в Советском Союзе японских военнопленных.
Он родился на окраине царской России -- в городе Баку в семье немецкого инженера-нефтяника, дальнего родственника Карла Маркса, и простой русской женщины родом с Украины. Его детство и учеба прошли в Германии. Затем последовал переезд в Советский Союз, работа в Коминтерне, широкие служебные контакты с представителями зарубежных компартий, разведывательная деятельность в Китае, нелегальная работа в Японии под видом немецкого журналиста, а для советских спецслужб -- под именем Рамзай. Сама жизнь сделала его поистине человеком мира.
«Кто вы, доктор Зорге?» -- первыми этим вопросом были озадачены японская политическая полиция и тюремные следователи, занимавшиеся его делом. Тот же вопрос прозвучал в известном одноименном фильме французского режиссера Ива Чампи. Правда, не исключено, что мы никогда так и не получим полного ответа на него, ведь секретам разведки нет срока давности.
Говорят, что благодаря этой киноленте, которая необычайно понравилась Никите Хрущеву, Зорге из предателя родины, которым нарек его Сталин, был реабилитирован и сделан Героем Советского Союза. Говорят также, что возвращение его имени из небытия началось с подачи космонавта Юрия Гагарина, который первым увидел этот фильм на Западе во время одной из поездок за рубеж. Некоторые же приписывают эту заслугу тогдашнему министру культуры СССР Екатерине Фурцевой, увидевшей эту культовую ленту на одном из закрытых показов и рассказавшей об этом Хрущеву. Но за этим решением советского руководителя все-таки была политическая подоплека -- борьба с культом личности Сталина, которую с таким рвением начал Хрущев, а история Рихарда Зорге великолепно отвечала этой задаче.
Тотчас после его ареста ведущие разведки мира стали спешно проверять состояние своих секретных служб, чтобы исключить возможность проникновения советских разведчиков в секретные дела своих государств. Все японские документы, связанные с расследованием этого шумного шпионского скандала, были изъяты американскими оккупационными войсками в 1945 году и направлены в США. И в течение нескольких лет там кропотливо изучали эти материалы, стараясь разгадать тайны советской разведки, а заодно и понять побудительные мотивы действий Зорге и его товарищей.
В августе 1951 года делом Зорге уже занимался конгресс США, где в течение трех дней шло обсуждение секретного доклада, представленного по требованию государственного департамента штабом разведки оккупационных войск в Японии, возглавляемых генералом Макартуром. Позднее эти материалы были опубликованы в виде секретного доклада, положения которого, как говорят, вплоть до сегодняшнего дня используют в качестве учебного материала для подготовки профессиональных разведчиков.
У нас же в стране некоторые нередко стремятся ниспровергнуть мифы о Зорге советских времен. Нередко все то, что ранее прославлялось, подвергается сомнению, а порой и полному отрицанию. А сомнению подвергается буквально все: и достоверность сообщения Зорге о дате начала войны Германии против СССР, и важность его информации о направлении японской агрессии на юг, позволившей перебросить несколько дивизий Красной армии с Дальнего Востока под Москву, когда там решалась судьба нашего государства...
И только, пожалуй, в Японии до сих пор с каким-то удивительным постоянством хранят добрую память о советском разведчике и его соратниках и без лишней шумихи, но с энтузиазмом по крупицам разыскивают по всему миру материалы о нем, стараясь сохранять историческую правду в своих исследованиях. И все это происходит вопреки тому, что разведгруппа Зорге нанесла весомый урон национальным интересам тогдашнего японского государства. Правда, сам Зорге не раз указывал на то, что он работал не против Японии, а ради предотвращения войны между Японией и СССР. И, судя по всему, так воспринимают его имя современные японцы.
В Японии о судебном процессе по делу организации Зорге долгие годы писали мало, только краткое упоминание о начавшемся расследовании промелькнуло в прессе в мае 1942 года, спустя немногим меньше года после провала разведгруппы. Подлинники же документов, относящихся к процессу, исчезли во время пожара в министерстве юстиции в 1944 году, а уцелевшие материалы, как известно, попали в руки американских оккупационных войск.
И тем не менее японские ученые одними из первых в мире дали объективную оценку событиям тех лет. «Зорге и его товарищи все силы отдавали тому, чтобы не допустить войны, и эту деятельность рассматривали как самую важную для интересов человечества», -- писал историк Акира Фудзивара в 1963 году. Тогда же в Токио был выпущен трехтомник материалов судебного процесса над организацией Зорге, огромными тиражами опубликована предсмертная литературная исповедь японского соратника Зорге Хоцуми Одзаки «Любовь, подобная падающей звезде» и воспоминания японской подруги советского разведчика Ханако Исии, а также статьи и книги людей, хорошо его знавших.
В Японии имя Зорге популярно и сегодня. Крупнейшая газета «Асахи» включила его в число 100 выдающихся исторических фигур ХХ века, а японский режиссер Масахиро Синода при финансовой поддержке Германии и США несколько лет назад выпустил художественный фильм «Шпион Зорге», где в главной роли выступил известный английский драматический актер Глен Йен. В качестве художника по костюмам предстала прославленная Ханаэ Мори. Она признанный мэтр японской моды, которая воссоздала костюмы и атмосферу военных лет. Эта интернациональная по своему актерскому составу лента была с успехом показана во многих странах, хотя у нас она прошла почти незамеченной.
В последние десять лет к изучению дела Зорге в Японии подключились многие известные ученые и журналисты, которые создали для этого новую общественную организацию -- Центр японо-российских исторических исследований, куда вошли также учителя, врачи и просто домохозяйки -- все те, кто знает и высоко ценит подвиг этого человека. Возглавил этот центр известный журналист и писатель, почетный профессор российской Академии естественных наук Хисая Сираи, работавший в Москве в 1970-е годы в качестве корреспондента газеты «Асахи». Его перу принадлежат известные книги о советском разведчике.
Раз в квартал этот небольшой коллектив энтузиастов выпускает собственными руками и на собственные деньги бюллетень материалов по изучению дела Зорге -- своеобразное библиографическое издание, в котором анонсируются и публикуются все последние статьи и книги по этой проблеме. Но не только бюллетень объединяет этих людей. Они проводят лекции в университетах, симпозиумы, семинары, издают книги о Зорге и его соратниках. И одна из последних книжных презентаций была посвящена выходу в свет переведенных на японский язык рассекреченных материалов слушаний по делу Зорге в конгрессе США в 1951 году. Следующий международный симпозиум намечено провести в будущем году в Китае. (Выбор стран продиктован биографией Зорге и связан с важными периодами его жизни.)
А еще члены центра разыскивают по всему миру родственников, соратников Зорге и, к удивлению, находят их и поддерживают с ними переписку. Знаменательный факт произошел в начале этого года, когда советская награда, присужденная посмертно одному из соратников советского разведчика художнику Итоку Мияги, замученному в тюремных застенках, спустя столько лет наконец была передана в посольстве России в Токио его ближайшей из ныне живущих родственников -- родной тете, проживающей в США.
И наконец, еще одна добрая традиция. Перед тем как рассказать о ней, хочется напомнить об идее насчет того, что прах Зорге надо перевезти в Россию и захоронить его как героя. Так вот каждый год 7 ноября, в день гибели Зорге, японские специалисты вместе с членами своих семей собираются у могилы советского разведчика на кладбище Тама, приводят ее в порядок и возлагают живые цветы. Звучат слова поминовения, горят свечи и благовония, и каждый из пришедших по очереди подходит к могильному камню и совершает свой земной поклон герою. Вслед за этим по сложившемуся обычаю вся эта процессия направляется к могиле Одзаки Хоцуми, казненного в тот же день, и весь этот ритуал совершается вновь. А затем все собираются в одной из комнат кладбищенского храма и проводят что-то вроде нашего торжественного собрания с выступлениями и докладами о Зорге и членах его группы, и все это заканчивается дружеским ужином.
Елена КАТАСОНОВА, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН