После
отставки Юрия Лужкова с поста мэра Москвы представители его команды спешат с реализацией ранее начатых градостроительных проектов. О намерениях мэрии развивать программу «Народный гараж» в том числе и за счет размещения многоэтажных паркингов на «старых» плоскостных стоянках заявил на прошлой неделе временно исполняющий обязанности градоначальника, глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Реакция владельцев предназначенных под снос гаражей не заставила себя ждать: в минувшую субботу они вышли на общегородской митинг протеста у памятника Грибоедову на Чистопрудном бульваре. Недовольные москвичи объявили о том, что инициативные группы, ранее пытавшиеся противостоять власти в различных районах, объединяются в новую общественную организацию -- комитет защиты прав владельцев гаражей.
Примечательно, что эта организация, изначально призванная решать сугубо практические проблемы автовладельцев, довольно быстро может переродиться в очередное оппозиционное объединение, выдвигающее в том числе и политические лозунги. По крайней мере движимые целью остановить снос своих плоскостных гаражей и реализацию программы «Народный гараж» митинговавшие в субботу почти сразу стали требовать, чтобы за «антинародную» политику бывшего мэра несли ответственность и его соратники по партии. «Мы должны требовать досрочного освобождения от своих полномочий городского депутатского корпуса, депутатов фракции «Единая Россия», которые писали законы под диктовку Лужкова», -- заявляли участники митинга.
Причем представитель инициативной группы жителей Восточного административного округа Владимир Тарарин в беседе с корреспондентом «Времени новостей» признал, что когда владельцы гаражей начали готовиться к этому митингу, об отставке г-на Лужкова «еще речи не было». Однако, по его словам, претензии жителей к столичным властям не потеряли свою актуальность и теперь. Владельцы гаражей рассказали, что чиновники префектур в последнее время активизировали работу по зачистке давно появившихся стоянок под «народные гаражи». Управы продолжают под копирку штамповать распоряжения о немедленном выселении владельцев гаражей. Как заявил представитель гаражного объединения из Северо-Западного административного округа Роман Сидорович, автовладельцам буквально «выкручивают руки», заставляя участвовать в программе «Народный гараж». «Префектура Восточного округа еженедельно терроризирует нас требованием снести гаражи, хотя еще не закончились судебные разбирательства», -- подтвердил «Времени новостей» и г-н Тарарин.
Напомним, что столичные власти с начала 2009 года пытаются реанимировать «народную» программу строительства гаражей, места в которых предлагаются за 350 тыс. руб. Чиновники решили, что в разгар кризиса средства дольщиков, которым лишь обещают со временем выдать свидетельства о собственности, позволят хоть как-то загрузить компании столичного стройкомплекса. Но в условиях дефицита свободной земли эта инициатива мэрии предсказуемо привела к многочисленным конфликтам с владельцами гаражей на плоскостных стоянках, территории которых и пытаются отобрать строители.
Владельцы «старых» гаражей ссылаются на то, что их плоскостные стоянки в свое время были построены с разрешения властей на территориях, предоставленных жителям в бессрочное пользование, и требуют возмещения за потерянную собственность. На условиях сноса их гаражей без какой-либо компенсации большинство автовладельцев не хотят участвовать в навязываемом им долевом строительстве многоэтажных парковок. По словам возглавившего комитет защиты прав владельцев гаражей председателя гаражно-строительного кооператива «Бутырские тополя» Владимира Селиверстова, на плоскостных стоянках вложено немало средств и усилий для создания оборудованных машиномест. Столичные же власти предлагают автовладельцам не только за свой счет демонтировать «старые» гаражи, но и еще выкупить новое место на многоэтажной парковке. «Далеко не все из нас могут за это заплатить», -- заявил он.
В субботу на митинге собралось лишь порядка 200 человек, но, как утверждали представители инициативных групп граждан, за каждым из них стоит еще по 600 автовладельцев. Представители инициативных групп в защиту плоскостных гаражей подготовили обращение президенту Дмитрию Медведеву, которого они просят защитить москвичей от «грабительской» инициативы мэрии.
Как заявил вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский, проблема города в том, что на фоне неурегулированности земельных отношений «федеральные законы в столице все это время подменялись решениями мэра». «Мы не можем доверять никаким документам, подписанным Лужковым или исполняющим обязанности мэра», -- заявил г-н Ольшанский. По мнению лидера московского отделения Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, сейчас существует опасность, что чиновники воспользуются сложившимся в мэрии «межсезоньем» и начнут сносить гаражи. «Просто спросить потом будет не с кого», -- опасается он. Г-н Канаев призвал владельцев гаражей активнее бороться не только за свое машиноместо, но за права автовладельцев.
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин в беседе с корреспондентом «Времени новостей» отметил, что сейчас не просто благоприятный момент напомнить о проблеме. По его мнению, велика вероятность, что и новое руководство города не будет особенно церемониться с отдельными группами горожан. «Объединение как никогда актуально», -- заявил он, посетовав, что пока москвичи проявляют свою гражданскую позицию ситуативно, только во время острых личных конфликтов.
Примечательно, что столичные власти в свою очередь формируют свой гражданский легион в защиту гаражного строительства. Так еще в начале 2010 года в Москве с подачи мэрии была создана Ассоциация общественных и некоммерческих объединений автомобилистов, в которую вошли 20 организаций, управляющих более чем 1,7 тыс. плоскостных стоянок на 256 тыс. автомобилей. Ссылаясь именно на представителей этой ассоциации, Владимир Ресин утверждал ранее, что большинство владельцев гаражей на плоскостных стоянках поддерживают предложение о «народном» строительстве на их территориях. Кроме того, судя по всему, с участием представителей этого объединения в городе проходят акции в защиту «народного» строительства. По данным департамента городского строительства, в Москве в настоящее время функционирует 6,5 тыс. плоскостных автостоянок, «которые не соответствуют облику современной России». 25% из общего числа этих стоянок находится в управлении Московского городского союза автомобилистов и Всероссийского общества автолюбителей. Остальные земельные участки оформлены на отдельные гаражно-строительные кооперативы.