|
|
N°151, 21 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Топаз» засверкает через три года
Российский бизнес заинтересовался Молдавией
Долгожданные российские инвестиции наконец-то пошли в Молдавию. Предвыборные обещания президента Владимира Воронина о создании новых рабочих мест и привлечении капиталов начинают воплощаться в жизнь. В настоящее время Кишинев не в состоянии решить проблему занятости -- на заработки за рубеж выехала треть трудоспособного населения страны. Многие молдавские семьи существуют только за счет средств, которые гастарбайтеры присылают из-за границы.
Надежды на перемены к лучшему появились после того, как московское машиностроительное предприятие «Салют» выкупило 92,3% акций АО «Топаз», принадлежавших государству. «Топаз» входит в пятерку уникальных оборонных заводов, некогда кормивших жителей Кишинева. Ожидается, что года через три «Топаз» будет ежегодно выпускать продукцию на 40--50 млн долларов в год. Тем временем прочие экс-столпы молдавской экономики («Виброприборы», «Мезон», «Сигма») еле-еле перебиваются за счет выпуска бытовой мелочи.
До последнего времени российский капитал в Молдавии был представлен в основном ЛУКОЙЛом и «Итерой», но теперь на молдавском рынке появились новые российские предприятия. На юге Молдавии, в городе Тараклия, где живут преимущественно болгары, открыто совместное предприятие по производству керамической плитки. Размер российских инвестиций составил 10 млн долларов. Предполагается, что до 90% продукции пойдет на экспорт в Россию, на Украину и в Румынию. До конца года на юге страны планируется открыть еще два СП. Россияне хотят построить завод по производству керамической посуды, готовы инвестировать в текстильную промышленность.
В Кишиневе рассчитывают на успех масштабного двустороннего проекта -- строительства порта на Дунае. У Молдавии, в самой южной точке страны, в поселке Джурджулешты, есть километровая полоса речного побережья. Если порт будет построен (большим энтузиастом стройки является Юрий Лужков), молдавские и российские товары пойдут к месту назначения водным путем, в обход Украины, транзит через которую доставляет производителям немалую головную боль.
Светлана ГАМОВА, Кишинев