Министерство природных ресурсов собирается выдать в ближайшее время «Газпрому» и «Роснефти» 30 лицензий на пользование недрами на континентальном шельфе России. Об этом сообщил на конференции «Нефть и газ Сахалина» директор департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования этого ведомства Денис Храмов
(на снимке). По его словам, проекты решений по шести участкам уже внесены в правительство, еще по одному завершается подготовка, а 23 лицензии «находятся в соответствии с установленным порядком на согласовании в органах власти».
Г-н Храмов пояснил, что эти две госкомпании (по закону «О недрах» только они имеют право на разработку шельфовых месторождений нефти и газа) претендуют сейчас на 42 участка. При этом «Газпрому» предназначаются десять блоков, «Роснефти» -- 28, за четыре лицензии они конкурируют. Заявку еще на один шельфовый участок прислала «Зарубежнефть», которая формально пока не может владеть лицензией на шельфовое месторождение (она хоть и принадлежит государству, но не располагает пятилетним опытом работы в российских морях). Но г-н Храмов напомнил, что предложения Минприроды о расширении списка допущенных к офшорным проектам компаний за счет «дочек» «Газпрома» и «Роснефти», а также «Зарубежнефти», за плечами которой опыт работы на морских месторождениях иностранных государств, уже одобрены правительственной комиссией по законотворческой деятельности и скоро могут быть внесены в Думу.
Как известно, «Газпром» и «Роснефть» заявили о своих намерениях в 2008 году, после принятия закона «О континентальном шельфе». Тогда компании претендовали на 46 участков, причем их интересы остро пересекались в Охотском море. Из 12 перспективных участков у берегов Сахалина, Камчатки, Хабаровского края и Магаданской области семь было в списках обеих компаний. Пока побеждает газовый монополист -- в 2009 году он получил лицензии на четыре перспективных блока (Киринский, Аяшский и Восточно-Одоптинский на Сахалине и Западно-Камчатский участок) за 930 млн руб. Еще три спорные территории на шельфе Магаданской области, согласно презентации г-на Храмова, пока остаются в нераспределенном фонде. А блок на самом севере Охотского моря (судя по всему, Корякия) интересует только «Роснефть», хотя «Газпром» не раз заявлял, что ведет переговоры с нефтяной компанией о совместном его освоении.
«Роснефть» в этом году уже утешили, выдав ей вне конкурса лицензию на блок Астрахановское море -- Некрасовское (северо-запад Сахалина). Заплатила она за это всего 54 млн руб. Кроме того, по словам г-на Храмова, почти готовы документы по предназначенному нефтяной госкомпании северному куполу месторождения «Чайво». На него активно претендовал оператор проекта «Сахалин-1» Exxon Neftegas Ltd (разрабатывает основные запасы «Чайво»), но государство не удовлетворило его заявку.
В списке газового монополиста осталось два участка в Баренцевом море -- Ледовое газоконденсатное месторождение (прогнозные ресурсы около 430 млн т условного топлива) и Лудловское -- (около 210 млн т). Оба находятся вблизи Штокмановского месторождения, первую фазу освоения которого «Газпром» готовит совместно с французской Total и норвежской Statoil. И еще восемь участков в Карском море возле полуострова Ямал. Как сообщил г-н Храмов, проект решения по одному из них -- морской части
Харасавэйского месторождения (часть, которая находится на суше, -- у «Газпрома») -- уже передан в правительство. Кроме того, концерну нужны шельфовые куски Тасийского и Южно-Тамбейского месторождений, сухопутную часть последнего разрабатывает «Ямал-СПГ» (принадлежит НОВАТЭКу и структурам бизнесмена Геннадия Тимченко). Естественно, в списке есть и гигантские, как считается, Ленинградское и Русановское месторождения (их запасы оцениваются в 1,8 трлн кубометров газа).
Помимо морского «Харасавэя» в правительство переданы решения по Южно-Русскому участку в Баренцевом море, Восточно-Приновоземельскому-1, Восточно-Приновоземельскому-2 и Восточно-Приновоземельскому-3 в Карском море, а также по Южно-Черноморскому в восточной части Черного моря. На последнее претендуют и «Газпром», и «Роснефть».
Список «Роснефти» выглядит более внушительно, но там (кроме уже упомянутых) шесть участков находится в Восточно-Сибирском море и два в море Лаптевых, акватории которых слабо изучены и труднодоступны. Два участка в Хабаровском крае. Зато в Баренцевом и Печорском морях нефтяная госкомпания рассчитывает получить 14 блоков, в основном расположенных на шельфе у берегов Ненецкого автономного округа.
Судя по всему, правительство осознает, что справиться с задачей освоения шельфа практически невозможно, если учесть высокие риски, огромные затраты и дефицит технологий. «Наша цель -- сформировать такой правовой режим, который помог бы госкомпаниям решить задачу по геологическому изучению и освоению континентального шельфа в приемлемые сроки», -- сказал глава департамента Минприроды. Но пускать на шельф частных, а тем более иностранных инвесторов (без руководящей роли госкомпаний в проектах) государство пока не собирается. Речь идет только о налоговых льготах и расширении состава потенциальных участников за счет «дочек» госкомпаний, ресурсы которых тоже не вселяют особого оптимизма. Появление таких новых игроков на российском шельфе приведет лишь к перераспределению части участков из заявок «Газпрома» и «Роснефти» к «Зарубежнефти», «Газпром нефти» и, возможно, другим госструктурам.