|
|
N°179, 01 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы без НАТО уязвимы»
Сегодня генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен проведет переговоры с грузинским руководством и откроет в Тбилиси «офис связи» альянса. На саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года Грузию заверили, что в будущем она обязательно вступит в альянс. Об этих перспективах «Времени новостей» рассказал 42-летний заместитель председателя грузинского правительства, государственный министр по европейской и евроатлантической интеграции Георгий БАРАМИДЗЕ.
-- Наш вопрос вступления в альянс решен. Это дело времени. Я считаю, что через два или три года мы будем готовы. Я уверен, что этого достаточно, чтобы мы выполнили «домашнее задание». Другой вопрос -- когда НАТО примет политическое решение о нашем членстве.
-- Почему вы так уверены в том, что Грузии уже обеспечено место в рядах альянса?
-- После военного конфликта 2008 года Брюссель создал для Грузии специальные механизмы для углубления сотрудничества. Эффективно действует комиссия НАТО--Грузия, в этом формате мы можем проводить политические консультации по любым темам. Работают ежегодные программы, которые приближают Грузию к стандартам НАТО. Наконец, НАТО поддерживает Грузию в самых важных для нас вопросах суверенитета и территориальной целостности, что, к сожалению, оспаривает Россия. Уверен, все это еще раз продекларирует генсек НАТО в Тбилиси.
На наш взгляд, Грузия имеет беспрецедентные гарантии вступления в НАТО. У нас нет иллюзий: по понятным причинам для Грузии планка выше, чем для многих иных стран. Но это все же планка, а не непреодолимая стена. И мы ее возьмем.
-- После конфликта вокруг Южной Осетии руководители Грузии говорили, что если бы получили от натовцев на саммите в Бухаресте «План действий по членству», то альянс не позволил бы России проводить в отношении Тбилиси операцию по принуждению к миру...
-- Некоторые страны НАТО не отреагировали своевременно и адекватно на наши предостережения о том, что ситуация в регионе осложняется. Россия этим воспользовалась и попыталась на будущее исключить наше вступление в Североатлантический альянс. Сейчас мы без НАТО очень уязвимы и слабы перед потенциальной российской угрозой по отношению к остальной части Грузии. Россия не сбавляет обороты, преследуя цель подчинить грузинское государство и правительство всеми возможными методами, привязать к себе, ну, например, как Болгарию, которую во времена СССР считали 16-й союзной республикой.
-- В СМИ были сообщения о том, что США перестали вооружать Грузию. Это правда?
-- В большей степени это спекуляции, но некоторые страны под давлением России стали более осторожны в этом вопросе. Недавно министр обороны США подчеркнул, что Америка с большей дипломатичностью подходит к этому. Несмотря на это, наши отношения с США, в том числе в военной области, развиваются по восходящей. При этом сама Россия наращивает военное присутствие в регионе, строит базы. Это не только наши проблемы, но и всего евроатлантического сообщества, касающиеся его безопасности. На саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 1999 году Россия обязалась вывести из Грузии все свои четыре военные базы, а сейчас поставила ситуацию с ног на голову. Мы постараемся, чтобы эта тема была актуальной на саммите ОБСЕ в Астане в начале декабря. Это из-за России не работают документы по ограничениям вооружений в Европе.
-- На днях президент Михаил Саакашвили заявил, что проведение зимней Олимпиады в Сочи нанесет ущерб экологии Абхазии. Что думают в Грузии по поводу Олимпиады 2014 года?
-- Мы считаем, что проведение Олимпийских игр в стране, военные которой занимают территорию другого государства, противоречит принципам олимпийского движения. Непростая ситуация и на Северном Кавказе. Да и вообще как можно проводить Олимпиаду в двух шагах от зоны конфликта? Не говоря уже о том, что мировое сообщество должно серьезно озаботиться экологическими проблемами.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси