Время новостей
     N°179, 01 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.10.2010
«Мирный самороспуск -- лучший выбор»
Голосование в Боснии и Герцеговине может стать последним
В воскресенье, 3 октября, в Боснии и Герцеговине пройдут всеобщие выборы. Их результаты определят не только состав центральных и местных органов власти, но и перспективы сохранения самого государства. В мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины и боснийской Республике Сербской, входящих в состав этой бывшей югославской республики, сильны позиции радикальных националистов. Если им удастся упрочить свое представительство в государственных органах, то можно будет ожидать нового витка межнациональной напряженности. В этом случае боснийские сербы почти наверняка поставят вопрос о самоопределении, хорваты возьмут курс на укрепление связей с соседней Хорватией, а боснийские мусульмане потребуют от НАТО и ЕС вмешаться и силовым путем навести порядок.

Судя по последним социологическим опросам, вероятность такого развития событий весьма высока. Харизматичный премьер-министр Республики Сербской и лидер «Союза независимых социал-демократов» 51-летний Милорад Додик (на снимке) не скрывает своего намерения стать ее президентом. С учетом ротационного принципа функционирования центральных органов власти в Боснии и Герцеговине, при котором пост главы коллективного президиума попеременно занимают представители мусульман, сербов и хорватов, это позволит сербской стороне ужесточить свою позицию.

Основной огонь критики г-н Додик направляет на мусульманские власти в Сараево и международных представителей в Боснии и Герцеговине, которых он обвиняет в стремлении централизовать государственную систему и тем самым ликвидировать Республику Сербскую. Обнародованный в июле вердикт Международного суда ООН, признавший декларацию независимости Косово «не противоречащей международному праву», дал в руки боснийским сербам дополнительный козырь. Милорад Додик заявил, что его соотечественники могут отделиться от Сараево по тем же основаниям, что и косовские албанцы от Белграда, -- «по причине этнической ненависти и отсутствия единства». Он даже назвал примерные сроки самоопределения -- «ближайшие четыре года», пообещав «обсудить данный вопрос в деталях» после выборов. «Наша позиция ясна: мирный самороспуск -- лучший выбор для Боснии и Герцеговины», -- заявил г-н Додик в интервью белградской газете «Политика».

«Ныне боснийское государственное устройство регулируется Дейтонским мирным соглашением 1995 года, положившим конец братоубийственной этнической гражданской войне, унесшей жизни от 100 до 200 тыс. человек. Документ создал сложную систему межэтнических сдержек и противовесов, в том числе закрепил за каждым из трех народов право вето по всем ключевым вопросам», -- пояснил «Времени новостей» директор Института славяноведения РАН Константин Никифоров. Он напомнил, что оба субъекта Боснии и Герцеговины имеют собственные парламенты и правительства, пользуются широкой степенью автономии. «Однако все последние годы мусульманские власти при поддержке западных держав пытаются усилить собственные полномочия и склеить две или даже три части Боснии и Герцеговины в одно целое под предлогом придания государству большей функциональности в соответствии с требованиями Евросоюза. Однако сербы да и многие хорваты не хотят жить в таком централизованном государстве, где полномочия будут находиться у мусульман в Сараево», -- подчеркнул эксперт.

Осенью 2009 года США и Евросоюз предложили план конституционного реформирования Боснии и Герцеговины, с тем чтобы лишить ее государствообразующие народы права вето на решения центральных властей, создать мощный единый парламент и работоспособное правительство. Но боснийские сербы во главе с Милорадом Додиком отвергли все предложения и пригрозили провести референдум о самоопределении. В результате процесс реформ забуксовал, и его перспективы теперь напрямую зависят от итогов предстоящего голосования. Если ранее брюссельские чиновники и высокий представитель международного сообщества в Сараево Валентин Инцко давали понять, что прием Боснии и Герцеговины в ЕС может произойти к 2014 году, то теперь тон заявлений ужесточился. В преддверии нынешних выборов г-н Инцко назвал «мечтателями» тех, кто рассчитывает на 2014 год.

Эта дата для жителей Боснии и всей Европы символична -- в этот год исполнится сто лет с того времени, как в 1914-м в Сараево был убит престолонаследник Австро-Венгрии Франц-Фердинанд, что стало прологом к началу первой мировой войны. Однако г-н Инцко считает, что «2020 год выглядит более реалистично» как дата вступления Боснии и Герцеговины в Евросоюз. Пока он предлагает жителям бывшей югославской республики удовольствоваться намеченной к концу года отменой визового режима с ЕС.

Предвыборные опросы отдают победу не только Милораду Додику, который, судя по всему, пересядет в Республике Сербской из премьерского в президентское кресло, но и радикальным силам среди хорватов и мусульман. В мусульманской общине ожидается борьба между нынешним ее представителем в коллективном президиуме жестким 65-летним националистом Харисом Силайджичем и сыном покойного лидера Боснии и Герцеговины периода войны Алии Изетбеговича 54-летним Бакиром Изетбеговичем. Изетбегович-младший представляет Партию демократического действия и более настроен на компромиссы, чем его оппонент -- основатель Партии за Боснию и Герцеговину, также начавший свой взлет в военные годы. В случае победы Изетбегович намерен сесть за стол переговоров с Додиком, которого считает «прагматичным политиком». «Пусть мы и не можем полюбить друг друга, но дайте нам возможность улучшить нашу жизнь», -- с таким призывом обращается он к оппонентам. Тем временем Силайджич с высоких международных трибун продолжает утверждать, что боснийская Республика Сербская является «продуктом антимусульманских этнических чисток».

«Годы, прошедшие после Дейтонского мирного соглашения, продемонстрировали, что народам Боснии и Герцеговины по-прежнему легче жить врозь, чем вместе, -- свидетельствует в беседе с «ВН» Константин Никифоров. -- Подавляющее большинство местных сербов и хорватов связывают свое будущее соответственно с Сербией и Хорватией. За единую Боснию солидарно выступают боснийские мусульмане. Однако для многих из них единая Босния означает сохранение территории и существующих границ, а не многонационального состава населения».

Петр ИСКЕНДЕРОВ