Время новостей
     N°180, 04 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.10.2010
Без самоцензуры
Фестиваль «Текстура» в Перми формирует новое культурное пространство
Для синтетического фестиваля театра и кино о современности было выбрано идеальное место: усилиями местной администрации и столичных энтузиастов вроде Марата Гельмана в далекой Перми сложилась уникальная ситуация -- современных художников здесь с некоторых пор любят, деньги на реализацию их странных проектов есть, а центр, во-первых, за тысячу километров, а во-вторых, вроде бы все одобряет. Разговор о современности в режиме умолчаний невозможен -- картина будет неправдоподобной. Поэтому организаторы «Текстуры» включили в конкурс пьесы, сценарии, фильмы и спектакли авторов, которые не стесняются в выражениях, а гостям фестиваля представилась возможность увидеть, какой могла бы быть российская культурная ситуация, отсутствуй в ней такой мощный сдерживающий фактор, как самоцензура.

Особенно это было заметно в секции «Сценарии и драма»: с левацким запалом авторы рассуждали о терактах и коррупции в правительстве, безработице и злодействах спецслужб. Хватало, конечно, и дамских мелодрам, без которых не обходится ни один отечественный драматургический конкурс, но первый и второй призы, что характерно, получили Наталья Мошина и Вячеслав Дурненков за пьесы о радикальном молодежном движении и самоубийстве безработного клерка соответственно. Если «Сухие завтраки» Дурненкова, не обобщая, просто рисуют безрадостную картину жизни менеджера-винтика в современном российском обществе, то в «Жаре» Мошиной по поводу этого общества уже сделаны жесткие выводы: таких же клерков там берет в заложники банда молодых идеалистов -- и под дулом автомата популярно объясняет «овощам», почему так жить нельзя; не обходится и без крови. Сложно представить эту отменно написанную и структурированную пьесу на сцене какого-либо столичного театра, кроме «Практики» или «Театра.doc», хотя, конечно, очень хотелось бы. Лучшим же киносценарием признали социальную сатиру Алексея Слаповского «У нас убивают по вторникам», сюжет которой говорит сам за себя: на заседании кабинета министров принимается решение в качестве отвлекающей общественное внимание PR-акции одного из министров убить. Кухонно-интеллигентская стилистика текста Слаповского заставляет вспомнить о диссидентских сюжетах поздних восьмидесятых вроде «Забытой мелодии для флейты», но в сегодняшних условиях и такое звучит более чем свежо.

Кинопрограмму открывал долгожданный фильм штатного нонконформиста нашего кино Павла Бардина -- о комедии «Гоп-стоп» ходили самые разные слухи, вплоть до того, что в кадре там появляется российский премьер-министр -- потому ее и не хотят брать на фестивали. Персонаж по фамилии Путин и правда ненадолго появляется -- в качестве бога из машины, давая героям указание завершить фильм хеппи-эндом. Бардин утверждает, что специально не отдавал фильм в конкурсы больших фестивалей в надежде избежать ореола «артхаусности» и сделать кино доступным для народа -- будем надеяться, оно в отличие от его предыдущего кино «Россия-88» без труда попадет в прокат. Что вряд ли случится с его партнером по конкурсу, сорокаминутным малобюджетным мюзиклом в брехтовском духе «Башня» о строительстве «газпромовского фаллоса» в Петербурге. На возвышении за столом сидят топ-менеджер, чиновник из городских властей, священник, представитель силовых структур, галеристка и современный художник -- обсуждают проект и время от времени выходят с речами к условному народу, который отвечает властям предержащим хоровым пением. Мнения различных социальных групп, представленных в хоре (гастарбайтеры, интеллигенты, безработные клерки и т.д.) часто расходятся, и лишь в одном народ един: «Менты воруют, грабят, убивают, суды и прокуроры их покрывают». «Башне» дали спецприз жюри. Авторы фильма Глюкля и Цапля -- современные художники, и, казалось бы, создают свои произведения только для немногочисленных почитателей актуального искусства. Но, возможно, благодаря «Текстуре» их аудитория значительно расширится.

Ольга ШАКИНА