|
|
N°179, 01 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обложат как своих
Для официальных переселенцев в Россию снизят налоги
Правительство России предлагает снизить подоходный налог для переселяющихся в страну соотечественников с нынешних 30% до обычных для всех россиян 13%, а также отменить для переселенцев госпошлину за регистрацию по месту жительства. Правило это будет распространяться не на всех мигрантов, а только на тех, кто приехал в Россию по программе переселения соотечественников, а также на членов их семей. Эксперты считают инициативу полезной, но сожалеют, что воспользоваться ею сможет не более 3% переселяющихся в страну.
Наши соотечественники, преимущественно из бывших советских республик, возвращаясь в Россию, до получения российского гражданства подпадают под действие закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Соответственно, как и все иностранцы, они вынуждены платить налог на доходы физических лиц в размере 30%. В начале нынешней недели правительство внесло в Госдуму проект закона, который снижает планку этого налога до обычных для всех россиян 13%. «Данная мера позволит снизить налоговое бремя, которое ложится на переселенцев в период первых 183 дней их пребывания в России», -- говорится в пояснительной записке к законопроекту. Предлагается также отменить для добровольных мигрантов государственную пошлину за регистрацию по месту жительства, сейчас ее размер составляет 200 руб. с человека.
Данные послабления будут распространяться не на всех прибывающих в Россию иностранцев, а только на тех, кто переселяется в страну на постоянное место жительства по принятой в 2006 году государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Предполагалось, что с ее помощью до 2012 года в страну переселится 300 тыс. наших соотечественников.
«Программа работает с большими пробуксовками», -- признает заместитель директора департамента по работе с соотечественниками МИДа Виктор Сибилев. По данным Федеральной миграционной службы, в 2006--2007 годах по программе въехало 890 человек; в 2008-м -- 8,3 тыс., за девять месяцев 2009 года -- 6,1 тыс. переселенцев и членов их семей. По последним данным, общее количество воспользовавшихся программой сейчас не превышает 20 тыс. человек.
При этом, по данным «Росстата», в 2008 году из стран СНГ, Грузии и Балтии в Россию прибыло 271,6 тыс. человек; в 2009-м -- 270,6 тыс., в первой половине этого года -- почти 100 тыс. человек. Понятно, что даже значительная часть русских возвращается в Россию в обход программы. «Многое зависит от местных властей. В некоторых регионах программа реализуется не так уж и плохо, например в Калининградской и Липецкой областях, Красноярском крае, в некоторых регионах на Дальнем Востоке», -- отмечает г-н Сибилев.
«Программа задумана правильно. Но не в каждой стране она воспринимается официальными властями адекватно, -- объясняет трудности в реализации политики приема новых мигрантов заместитель начальника управления по работе с соотечественниками «Россотрудничества» Владислав Курнушко. -- За рамками госпрограммы остаются пожилые лица, если они не являются членами семей официальных переселенцев -- участников программы. Но некоторые наши соотечественники только с помощью этой программы могут переехать. Часто получается, что за одним участником программы в то место, где ему удалось обосноваться, еще человек 30--50 приезжают сами».
Нежелание наших соотечественников пользоваться госпрограммой поддержки их переселения г-н Курнушко объясняет тем, что «люди хотят быстрее решить вопрос переезда». «Часто у них есть и время, и деньги для решения проблемы смены места жительства и работы. К тому же значительная часть переселенцев направляется в сельские районы, где господствует натуральное хозяйство, действует и без того льготное налогообложение и на выгодных условиях предоставляются кредиты», -- пояснил чиновник.
По мнению правозащитников, самым слабым местом правительственной налоговой инициативы в отношении соотечественников является то, что распространяется она только на участников госпрограммы, а не на всех переселенцев. «Конечно, хорошо, что кому-то будет легче, -- говорит заместитель председателя комитета «Гражданское содействие» Елена Буртина. -- Но льгота не распространяется на ту основную волну мигрантов, которые приехали в Россию до появления программы, часто в гораздо более трудной ситуации, не имея возможности продать жилье там и, соответственно, купить что-то достойное здесь. У них не то что льгот, даже возможности легализоваться здесь нет. Обидно, что в основе этого решения лежит не желание помочь этим мигрантам, в большинстве своем русскоязычных, а политические соображения, намерение поставить подпорки под госпрограмму переселения соотечественников, которая не пользуется той популярностью, на которую рассчитывали».
Но вряд ли принимаемые льготы способны качественно изменить отношение потенциальных переселенцев к российской госпрограмме. Для повышения эффективности ее реализации, по мнению Владислава Курнушко, нужно было бы строить целые новые типовые сельские поселения со всеми современными коммуникациями, с предоставлением переселенцам банковских кредитов. Было бы желательно, чтобы люди переезжали целыми большими коллективами, например, как это происходит со староверами. «Они приезжают сразу по 100--150 семей и не подпадают под влияние местных жителей, и им легче выживать», -- говорит г-н Курнушко.
Андрей СУСАРОВ