Конфликт вокруг выставки «Контрапункт: современное российское искусство», которая должна пройти с 14 октября по 15 января в Лувре в рамках программы Года Россия--Франция-2010, разрастается. Министерство культуры РФ вновь, как это уже было при прежнем министре, отказалось отправлять во Францию не нравящиеся чиновникам произведения современного искусства.
После отказа участвовать в выставке Авдея Тер-Оганяна из-за запрета «Росохранкультуры» на вывоз из Москвы его картин серии «Радикальный абстракционизм» (2004) сразу несколько участников (среди них "первые имена" экспозиции: Монастырский, Захаров, Макаревич, Кошляков, Комар, Альберт, Лейдерман) отозвали свои уже отосланные сотрудниками Государственного центра современного искусства в Париж работы
(см. «Время новостей» от 28 сентября). В результате появились сомнения в возможности проведения выставки. Как сказал директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман, нельзя делать выставку, «в которой не будет трети участников».
Вчера появились первые комментарии официальных лиц с российской стороны. Как заявил замминистра культуры РФ Андрей Бусыгин, произведения Тер-Оганяна были исключены из состава российской выставки, поскольку могут быть восприняты как призывы к насилию. "Данные произведения автора Авдея Тер-Оганяна из серии "Радикальный абстракционизм" представляют собой абстрактные изображения -- полотна размером 150х100 см (печать на холсте) с подписями, которые могут быть восприняты как призывы, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, возбуждение национальной и религиозной розни", -- сказал г-н Бусыгин. По его словам, в ходе контактов с французской стороной, в частности с директором Лувра и послом Франции в России, было принято совместное решение исключить спорные произведения из числа подлежащих экспонированию. "Хочется подчеркнуть, что выставка в Лувре организуется под эгидой Минкультуры России и за бюджетные средства. Поэтому министерство несет ответственность за концепцию выставки", -- пояснил чиновник.
Представитель пресс-службы Лувра сообщил, что музей в курсе конфликта и высказанной другими художниками солидарности с Тер-Оганяном, но пока не прокомментировал решение россиян. "Решение будет не раньше четверга-пятницы. Куратор Мари-Лор Бернадак еще не вернулась в Лувр, мы ждем, когда она приедет. Мы знаем, что четыре картины Тер-Оганяна не пускают во Францию, но Лувр пока не решил проблему", -- сообщили РИА Новости в пресс-службе музея. Более того, музей пока не может сказать, состоится выставка или нет. "Сейчас мы не знаем, но этот вопрос не ставится. Мы пытаемся решить проблему с задержкой четырех картин", -- отметила представитель Лувра.
Со своей стороны генеральный комиссар Года России--Франции Николя Шибаев рассчитывает, что на выставке будут представлены все заявленные произведения. "Мы тесно работаем с Лувром, чтобы эта выставка прошла. Я надеюсь, что нам удастся провести выставку такой, какой она была задумана, с произведениями всех художников -- как Тер-Оганяна, так и других", -- сказал г-н Шибаев РИА Новости. Он отметил, что окончательное решение о проведении выставки остается за Лувром. По словам комиссара, музею предстоит решать, что приоритетно -- организация выставки или присутствие на ней работ Тер-Оганяна. "Выставку организует Лувр. Я работаю над тем, чтобы все события программы перекрестного Года прошли так, как они были задуманы их организаторами", -- заявил вчера г-н Шибаев.
Мотивируя причину запрета, заместитель министра культуры Андрей Бусыгин дал и развернутый комментарий по поводу самих работ Тер-Оганяна: "Не будем вдаваться в рассуждения о том, что художник хотел сказать своим произведением. Шутка это, абсурдизм, анекдот или нечто, подпадающее под действие федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Кто-то посмеется, кто-то воспримет серьезно. Понять можно по-разному. Поэтому Минкультуры России и Росохранкультурой были высказаны сомнения в целесообразности экспонирования в Лувре этих произведений".
Слова чиновника удивляют. Получается, замминистра не рискует дать определение тому, что находится на территории культуры, и объяснить, какие правовые нормы на ней действуют. Он снимает с себя ответственность (хотя это и есть его профессиональная обязанность – быть ответственным за подведомственное ему дело – дело культуры). Он перечисляет несколько вариантов оценок, вплоть до уголовной («нечто, подпадающее…») и не решает, какую же из них выбрать (хотя это и есть его прерогатива, иначе, зачем он вообще нужен). Итак, замминистра добровольно ставит себя на позиции обывателя, дилетанта, может быть, даже сочувствующего, но несведущего. Это очень удобная позиция в стране, где законодательство соблюдается (или не соблюдается) по личной прихоти тех или иных групп, а настоящей правовой базы не создано. Потому-то в деле Ерофеева - Самодурова минкульт позволял себе встать на сторону осужденных и говорить о недопустимости посягательства на свободу, а спустя несколько месяцев стал вести себя с точностью до наоборот.