Время новостей
     N°178, 30 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.09.2010
Закон сохранения надбавок
Мосгордума одобрила бюджет Москвы, сверстанный в традициях социального популизма
Столичные чиновники и депутаты всеми силами стараются показать, что только представитель московской команды на посту мэра может в дальнейшем гарантировать сохранение так называемых лужковских надбавок. Вчера Мосгордума приняла в первом чтении проект бюджета города на 2011 год. Комментируя этот факт, председатель бюджетно-финансовой комиссии городского парламента Игорь Антонов подчеркнул, что бюджет, как и во все прошлые годы, социально ориентированный. «В нем заложены прежде всего финансовые ресурсы на выполнение социальных программ. Это и доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, и строительство бесплатного муниципального жилья», -- уточнил депутат.

Однако, судя по словам г-на Антонова, депутаты не исключают, что после появления нового градоначальника им придется вносить в главный финансовый документ изменения. «Не думаю, что новый руководитель будет отменять закон, но если сложится мнение, что нужно где-то дополнительно профинансировать, будут вноситься изменения», -- заявил парламентарий.

В целом доходы городского бюджета в будущем году, согласно прогнозу городских финансистов, составят порядка 1,2 трлн руб., а расходы -- почти 1,3 трлн руб. Таким образом, дефицит бюджета запланирован в размере около 100 млрд руб. Размеры адресной инвестиционной программы, которая включает, как правило, как программы городского строительства, так и взносы в уставные капиталы коммерческих предприятий, составит более 230 млрд рублей.

По словам руководителя департамента финансов города Юрия Коростелева, расходы на социальную сферу в 2011 году, несмотря на все трудности посткризисного периода, будут сохранены и потребуют по-прежнему почти половину всей расходной части городского бюджета. Социальные расходы заложены в объеме более 640 млрд руб. -- это на 12% больше ассигнований бюджета этого года. Дополнительные средства пойдут главным образом на повышение зарплат работников бюджетной сферы -- их оклады городские финансисты обещают индексировать с января на 3% и еще на 5% с сентября будущего года.

Наибольший удельный вес в структуре расходов на социальную политику, по данным департамента финансов, занимают доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам. На региональные социальные доплаты к пенсиям, или, как их называют в народе, «лужковские надбавки», в бюджете 2011 года предусмотрено более 96 млрд руб. В Москве компенсационную выплату, средний размер которой составляет 2780 руб. в месяц, сейчас получает порядка 2 млн человек.

Кроме того, вырастут дотации города на компенсацию льготникам оплаты части расходов на оплату жилья, коммунальные услуги и услуги связи. При прогнозируемом среднем росте коммунальных тарифов для населения на 15% это потребует порядка 10 млрд руб. Затраты на эти социальные выплаты увеличатся на 14% с учетом «роста среднего размера субсидий и численности субсидентов». Государственные пособия гражданам, имеющим детей, останутся почему-то на «уровне выплат 2010 года». На эти цели в бюджете предусмотрено 8,5 млрд руб. Субсидии на льготный проезд в общественном городском транспорте составят более 45 млрд руб. На обеспечение бесплатного проезда льготников в пригородных электричках власти обещают выделить 2 млрд руб., что на 3% больше показателей этого года.

Традиционно при обсуждении бюджета представители оппозиции заявили о том, что Москва могла бы направить еще больше средств на решение социальных вопросов. Заявивший о несбалансированности бюджетной политики депутат от фракции КПРФ Вадим Кумин подчеркнул, что доходные резервы Москвы куда больше, чем это на бумаге показывают городские финансисты, и их вполне достаточно для обеспечения не только того минимума социальных обязательств, которые декларирует город.

В любом случае представители обеих ветвей власти города подчеркивают, что вся социальная нагрузка ляжет не только на бюджет, но и на нового градоначальника, которому, как подчеркнул г-н Коростелев, предстоит «продолжать линию городской политики».

Поэтому неудивительно, что вопрос о сменщике отрешенного от должности Юрия Лужкова обсуждался депутатами не меньше, чем сам проект нового бюджета, ведь в обозримом будущем Мосгордуме предстоит утверждать кандидатуру, предложенную президентом Дмитрием Медведевым. Во время заседания, вместо того чтобы слушать цифры и сверять параметры расходов и доходов, депутаты шушукались и штудировали свежие газеты. Это лишь подчеркивало, что кандидатура будущего градоначальника волнует их больше, чем бюджетные выкладки. Как ни крути, большинство конкретных мер социальной поддержки и сумм, которые будут выплачиваться городским льготникам, определяется постановлениями правительства Москвы и визируется непосредственно мэром.

Игорь Антонов считает важным, чтобы «кандидат на пост мэра знал Москву, знал управление городским хозяйством». А по мнению председателя Мосгордумы Владимира Платонова, для замещения должности столичного градоначальника справедливо было бы ввести территориальный ценз. «Наше желание того, чтобы мэр был москвичом, было прописано еще в уставе города 1995 года, предусматривавшего, что будущий мэр должен прожить в Москве не менее одного года. Однако требования федерального законодательства изменились, и теперь претендовать на эту должность может даже не родившийся в Москве, даже не проживший и недели в городе человек», -- сетовал г-н Платонов.

Юлия ХОМЧЕНКО