На сайте Госдумы вчера появились тексты законопроектов, внесенных днем ранее президентом Дмитрием Медведевым в связи с его решением о создании нового госоргана -- Следственного комитета РФ (СК). Таковых набралось сразу три. Один -- собственно «О СК РФ», который определяет его задачи, полномочия, принципы формирования, работы в нем и т.д. Два других законопроекта -- о внесении изменений в другие законы «в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия».
Общий объем этих документов внушительный -- более ста страниц. Но большинство предлагаемых в них нововведений оказались сугубо технического характера, мало что меняющими в правоохранительной системе. Речь идет за редким исключением о приведении других законов в соответствие с юридическими последствиями реализации президентской инициативы, озвученной им еще на прошлой неделе
(см. «Время новостей» от 24 сентября). Заключается она в создании на базе СКП, существующего пока формально «при прокуратуре», нового самостоятельного госоргана -- Следственного комитета (СК) РФ.
Фактически это означает изменение статуса СКП, его юридический «уход» из системы прокуратуры. Само ведомство по всем прочим «характеристикам» при этом остается почти неизменным. Но как раз изменение его статуса, вследствие чего формально образуется новый госорган, и обеспечило объемность законопроектов. Так или иначе, СКП или его представители упоминаются более чем в 20 других законах -- от закона «О конституционном суде РФ» до Уголовно-исполнительного кодекса. Соответственно, возникает необходимость изменить в них соответствующие формулировки.
Более-менее значимые изменения законопроекты предполагают внести в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), но они оказались куда «мягче», чем предполагали наблюдатели. Речь идет о расширении полномочий прокуратуры по решению вопросов о возбуждении уголовных дел, хотя самого такого права прокуроры так и не получили.
В результате все пока свелось к официальному, подтверждающему фактическое положение дел разделению прокуратуры как надзорного органа и прокурорского следствия, то есть разрешению проблемы сложных взаимоотношений Генпрокуратуры и СКП. При этом не подтвердились предположения многих политиков и экспертов, что создание СК будет сопровождаться новым существенным перераспределением полномочий между органами следствия и прокуратуры -- теперь уже в пользу последней.
Напомним, что в результате реформы УПК, благодаря которой в 2007 году появился СКП, прокуратура лишилась многих властных и надзорных функций -- прав самостоятельно возбуждать и прекращать уголовные дела, давать аналогичные обязательные указания следователям других ведомств, отменять те или иные их постановления и т.д. При этом прокурорские следователи были административно отделены от прокуроров, и для них был образован СКП как почти самостоятельный орган -- со своей структурой, имуществом и даже бюджетом. Единственное, что с тех пор фактически связывало СКП и собственно прокуратуру, -- общее название и формальная принадлежность к одной системе (глава СКП является также заместителем генпрокурора).
При такой конструкции между руководством Генпрокуратуры и СКП, естественно, начались трения. Дошло даже до того, что ведомства начали выяснять по этому поводу отношения в судах. В связи с этим многие политики заговорили о нарушения «баланса» полномочий между следствием и надзорным органом, и в качестве одного из вариантов исправления ситуации была озвучена давняя идея создания единого следственного органа, который бы объединил следственные службы всех правоохранительных структур -- МВД, ФСБ, ФСКН и прокуратуры. В августе президент Медведев заявил, что такой вопрос действительно рассматривается и он скоро к нему вернется. Это произошло на прошлой неделе, но оказалось, что решено создать вовсе не единый СК, а только самостоятельный, на базе одного СКП. После этого политики предположили, что попутно прокуратура для восстановления «баланса» вернет многие утерянные в 2007 году полномочия. Но теперь выяснилось, что не будет и этого, по крайней мере пока.
Проект закона «О Следственном комитете РФ» оказался, по сути, калькой закона «О прокуратуре». Даже текст присяги для их сотрудников один и тот же, только прокуроры клянутся «добиваться высокой эффективности прокурорского надзора», а следователи -- «предварительного следствия». К СК отойдут полномочия по ведению следствия, чем уже три года де-факто он и занимается. У него появляется своя символика, свои научно-исследовательские подразделения, свои издания. Правда, если генпрокурора на его должность назначает Совет Федерации по представлению президента, то председателя СК назначает сам президент. Он назначает и заместителей главы СК по представлению последнего. Оклад председателю СК, как и генпрокурору, назначает опять же президент, а оба их первых заместителя одинаково получают жалованье в размере не менее 80% от оклада председателя Верховного суда. Проценты надбавок за выслугу лет и по должностям также идентичны. Одно из немногих новшеств для СК -- звания. У сотрудников прокуратуры и СКП они аналогичны гражданским служащим (советники юстиции и юристы трех классов), а в СК будут на военный манер (лейтенант юстиции, капитан, майор, полковник, генерал и т.п.).
В УПК предполагается внести много изменений, но в основном они будут косметического порядка -- слова «при прокуратуре» после слов «следственный комитет» исключат. Подследственность СК не меняется, и он по-прежнему будет заниматься расследованием тяжких и особо тяжких преступлений против личности, а также должностных преступлений.
Значимые же изменения заключаются в следующем. Так, предлагается включить постановления прокуроров в список поводов для возбуждения дел и приравнять их к сообщению о совершенном или готовящемся преступлении (ст. 140 УПК). Кроме того, прокурор будет вправе отменять постановления следователей об отказе в возбуждении уголовного дела, о его приостановлении или прекращении, и в таких случаях дело обязаны возбудить снова либо провести дополнительную доследственную проверку (изменения вносятся в ст. 148, 211 и 214 УПК).
Однако и следователи попутно получат дополнительную возможность высказать свои возражения прокурорам. Согласно ст. 146 УПК, постановление о возбуждении уголовного дела следователь обязан незамедлительно направить прокурору, а у того есть право в течение суток его отменить, если он сочтет его незаконным и необоснованным. Никаких вариантов ответного реагирования следователя в УПК нет, теперь же предлагается исправить этот недостаток и разрешить следователю жаловаться на решение прокурора в суд (в порядке ст. 125 УПК). То есть в будущем следователи и прокуроры смогут выяснять отношения в суде.