|
|
N°177, 29 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как под штутгартским вокзалом
Немцы спорят о дорогостоящем строительном проекте
В Германии разгораются страсти вокруг планов реконструкции железнодорожного узла в Штутгарте -- столице федеральной земли Баден-Вюртемберг. Земельное правительство намерено на месте прежнего Главного вокзала, построенного в начале прошлого века, соорудить гигантский подземный железнодорожный комплекс. В его многоярусном чреве разместятся вокзальные платформы и несколько километров переплетений железнодорожных путей, по которым будут проноситься высокоскоростные экспрессы «Интерсити» в направлении Мюнхена.
Проект «Штутгарт 21» собрал как многочисленных воодушевленных сторонников, так и убежденных противников. Последние недовольны прежде всего значительной стоимостью проекта -- 7 млрд евро. Для сравнения напомним, что ультрасовременный Главный вокзал в Берлине обошелся бюджету в миллиард евро. Кроме того, возведенное в 1914 -- 1928 годах здание штутгартского вокзала с конца 1980-х является признанным памятником культуры и находится под защитой федерального закона об охране памятников. Однако планы кардинальной модернизации предусматривают полный снос исторического здания.
В центре Штутгарта каждый понедельник противники проекта проводят шумные демонстрации в защиту исторического вокзала, собирающие многие десятки тысяч активистов. Они требуют разработки нового плана и включения исторического здания в планируемый новый комплекс. Прошло уже 45 таких манифестаций.
Тем временем в начале сентября начались работы по сносу северного флигеля вокзала, что еще больше обострило противостояние между сторонниками и противниками проекта. Протесты докатились до Берлина. В прошлую пятницу первая такая манифестация прошла перед зданием федерального совета -- бундесрата. Несколько десятков демонстрантов проследовали за куклой огромного крокодила по имени Маппус-Шнаппус (в переводе нечто вроде «прожорливого Маппуса»), олицетворяющего баден-вюртембергского премьера от партии христианских демократов (ХДС) Штефана Маппуса. Активисты движения «Железные дороги для всех» швыряли в ненасытную пасть крокодила толстые пачки банкнот.
Закоперщики акции пообещали на этом не успокаиваться. Они сдержали слово: на днях протесты прошли на столичной Потсдамерплатц и в здании берлинского Главного вокзала, что всего в нескольких сотнях метров от ведомства канцлера. В первых рядах противников сооружения «нового сердца Европы», как именуют проект «Штутгарт 21» в глянцевых рекламных буклетах, идет Партия «зеленых», а с недавних пор к ним все активнее примыкают социал-демократы.
Одновременно на улицы Штутгарта вышли почти 70 тыс. протестующих -- это рекордное число несогласных за все время противостояния. Под требованием вынести судьбу проекта на референдум подписались 54 тыс. граждан. В прошлую пятницу впервые после ряда неудачных попыток удалось провести первые предварительные переговоры между представителями обеих сторон. Впрочем, противники проекта готовы к полноценным переговорам лишь при условии прекращения сноса исторического здания. Земельные власти заявляют, что готовы к диалогу, но данное требование отвергают.
Федеральный канцлер и глава христианских демократов Ангела Меркель включилась в дискуссию на стороне защитников проекта. Канцлер утверждает, что решения о строительстве приняты в соответствии с действующими нормативами. Как и земельные власти, она выступает против референдума по судьбе вокзала. Меркель уповает на грядущие выборы в земельный парламент -- ландтаг Баден-Вюртемберга, которые пройдут 27 марта 2011 года. Дескать, итоги волеизъявления рассудят спор сторонников и противников проекта.
Однако сегодня за нынешнего премьер-министра Штефана Маппуса готовы голосовать лишь 35% избирателей, в 2006 году этот показатель достигал 44,2%. А вот возможная коалиция СДПГ и «зеленых» смогла бы в эти дни одержать верх над нынешней земельной правительственной коалицией ХДС и Свободной демократической партии. Это привело бы к утрате влияния ХДС/ХСС в этой важном регионе Германии -- и тогда «новое сердце Европы» ждет практически неизбежный «инфаркт».
Юрий ШПАКОВ, Берлин