|
|
N°176, 28 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
До 70 и старше
Глава государства внес в Госдуму поправки в закон о Конституционном суде
Дмитрий Медведев решил перестроить жизнь Конституционного суда. Вчера он внес в Госдуму законопроект, несколько изменяющий структуру КС и позволяющий председателю этого суда оставаться на своем посту до 70 лет. Кроме того, инициатива главы государства направлена на упрощение процедуры рассмотрения КС ряда дел -- по некоторым не обязательно будет проводить полноценные слушания. Юристы отмечают и то, что предложение г-на Медведева направлено на развитие в России прецедентного права, поскольку упрощенное рассмотрение будет касаться дел, аналогичных тем, по которым КС ранее уже выносил свой вердикт.
Представляя вчера президентский законопроект, глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин подчеркнул, что норма, отменяющая верхнюю возрастную планку, не носит персонифицированного характера. Таким образом депутат дезавуировал предположение о том, что поправка в закон о КС «ориентирована» на нынешнего главу суда Валерия Зорькина, «санкционировавшего» осенью 2008 года президентские же поправки в Конституцию. «Действующему председателю КС исполнится 70 лет лишь в 2013 году», -- напомнил г-н Плигин. Вообще, согласно действующему закону о статусе судей, хотя «полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком», но предельный возраст пребывания в должности судьи обозначен четко -- все те же 70 лет. Заместитель г-на Плигина по комитету Александр Москалец полагает, что судья должен работать до тех пор, пока «сохраняет ясность ума». В ряде зарубежных стран отсутствуют ограничения по возрасту для служителей Фемиды, подчеркнул депутат.
Поправки в закон о КС уточняют и порядок прекращения полномочий председателя суда или его заместителей. Судьи КС должны квалифицированным большинством голосов принять решение о том, что руководитель не исполняет свои обязанности или плохо с ними справляется, после чего глава КС или его заместитель отправляется в отставку решением Совета Федерации по представлению президента.
Законопроект, внесенный президентом, упрощает структуру Конституционного суда. «Раньше суд был един в трех лицах: действовали первая палата из десяти судей, вторая палата из девяти судей и пленум КС. Законопроект предполагает, что теперь все вопросы должны рассматриваться на пленарных заседаниях, которые будут называться просто «заседаниями КС», -- пояснили «Времени новостей» в пресс-службе Конституционного суда. Существование двух палат КС вносило определенную неясность, разъясняет депутат Плигин: могла сложиться ситуация, когда палаты приняли бы различные решения. «Была возможность формирования различной практики -- хотя она и была (в целом) корректной, но натолкнулась на вопрос о возможности противоречий», -- отметил глава думского комитета.
Упрощается и процедура рассмотрения некоторых дел. Президентский законопроект предусматривает, что определенная категория жалоб может рассматриваться на заседании КС без проведения предварительных слушаний. Такое ускоренное рассмотрение возможно, если выяснится, что «оспариваемые заявителем положения» аналогичны тем нормам, которые КС раньше уже признал не соответствующими Конституции. Таким образом, можно говорить о введении элементов прецедентного права: КС будет ссылаться на свои же ранее вынесенные решения.
Но при этом сами решения Конституционного суда будут унифицированы по форме и станут весомее для низовых инстанций. «И арбитражные суды, и суды общей юрисдикции недостаточно реагировали на документы, которые назывались не постановлениями КС, а определениями, -- рассказали «Времени новостей» в Конституционном суде. -- Дело в том, что определения КС по форме -- отказные: вроде бы гражданину КС отказал, хотя на самом деле суд отказывает в рассмотрении дела публично, но на самом деле там указано, что права гражданина были нарушены, и теперь суду общей юрисдикции или арбитражному суду эти права следует восстановить». Получалось, что у определений и постановлений разная сила действия, хотя по закону статус у этих документов один. Теперь же все документы КС, имеющие силу для нижестоящих судов, будут именоваться постановлениями.
Михаил МОШКИН