|
|
N°177, 29 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Депозитарная записка
На стройку у стен Кремля пожаловались в прокуратуру
Противники строительства здания депозитария музеев Московского Кремля направили обращение в прокуратуру Москвы. Вчера стало известно, что столичным прокурорам было отправлено сразу несколько писем с просьбой «остановить незаконную стройку» между Кремлем и Домом Пашкова. Свои обращения передали, например, член Общественной палаты, известный галерист и политтехнолог Марат Гельман, а также профессор МГУ Вадим Белов и его коллеги по Общественной коалиции в защиту Москвы. Одновременно противники возведения у стен Кремля здания депозитария направили открытое письмо директору кремлевских музеев Елене Гагариной. «Незаконная стройка стала следствием попытки реализовать проект депозитария музеев Московского Кремля, выполненный по проекту архитекторов Михаила Посохина и Владимира Колосницына и активно лоббируемый мэром Лужковым», -- утверждается в письме, которое инициативная группа противников строительства направила прокурору Москвы Юрию Семину.
«Стройка началась 17 сентября, в авральном порядке: вечером подъехала тяжелая техника, после чего рабочие строительной фирмы «Монарх» начали обносить забором территорию так называемого Никсоновского сквера, выходящего прямо на старое здание Российской государственной библиотеки, известное как Дом Пашкова. Забор еще не успели установить, а строительные работы уже начались», -- рассказал на состоявшейся вчера пресс-конференции координатор Общественной коалиции в защиту Москвы Роман Ткач. По его словам, хотя работы ведутся на историческом Боровицком холме, между Кремлем (входящим в список мирового культурного наследия) и Домом Пашкова (являющимся памятником федерального значения), проект строительства не был согласован ни с ЮНЕСКО, ни со Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. «И это при том, что строительство ведется непосредственно в зоне Московского Кремля, находящегося под охраной ЮНЕСКО, -- подчеркнул г-н Ткач. -- Строители начали разрывать культурный слой, при том что археологи на стройплощадке не присутствовали и никаких положенных по закону раскопок не производили». Таким образом, делают выводы противники строительства, бульдозеры и экскаваторы уничтожат уникальные исторические ценности, которые могли бы быть найдены на Боровицком холме, где, в частности, находилась усадьба Шаховских.
В свою очередь г-н Гельман в своем обращении в столичную прокуратуру выразил опасение, что подземные работы могут привести к подвижке грунтов, которые будут угрожать фундаменту Пашкова дома. Этот памятник архитектуры уже оказывался на грани разрушения во время строительства станции метро «Боровицкая», напомнил член Общественной палаты.
Другой подписант, член экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы, историк архитектуры Алексей Клименко, обозначил эстетические разногласия с авторами проекта Посохиным и Колосницыным. «По этому проекту здание выглядит как дворец, с куполом и флигелями, хотя это сооружение строится для сугубо технических целей», -- подчеркнул г-н Клименко. По его мнению, громоздкий псевдоампирный депозитарий, «выглядящий как провинциальный обком партии», «принизит» Дом Пашкова и в целом изуродует архитектурный облик этого исторического места. Клименко утверждает, что строительный проект, представленный директором «Моспроекта-2» Посохиным, был утвержден кулуарно, без проведения открытых общественных слушаний и при полном игнорировании всех альтернативных предложений, например проекта известного архитектора Александра Асадова.
Другая сторона конфликта, Москомархитектура, заверяет, что все необходимые согласования были проведены: проект музейного здания одобрили и «Росохранкультура», и Москомнаследие. «Проект давний, по нему было проведено три заседания общественного градостроительного совета», -- утверждает главный архитектор столицы Александр Кузьмин, по словам которого проект был согласован в том числе и с ЮНЕСКО.
Как подчеркивают противники проекта, «реализация развития территорий, принадлежащих музеям Московского Кремля» помимо собственно строительства депозитария по проекту Посохина и Колосницына предполагает снос исторических кварталов в Лебяжьем переулке и по улице Ленивка, где предусмотрено строительство гостиничного комплекса и автостоянки. «Хотел бы сразу сказать, что мы ни в коей мере не хотим ущемить интересы музеев Московского Кремля. Действительно, сокровища Оружейной палаты и музеев нуждаются в реставрации и бережном хранении», -- признал г-н Клименко. Правда, при этом он выразил недоумение по поводу того, что кремлевским музеям понадобилось выстроить столь масштабное здание за пределами Кремля. «Кремлевские музеи в известной мере оказались заложниками ситуации. Очевидно, что отнюдь не Елена Гагарина и не сотрудники музеев выбирали проект Посохина--Колосницына», -- в свою очередь заметил координатор Общественной коалиции в защиту Москвы Роман Ткач.
Г-жа Гагарина в ходе своей пресс-конференции, состоявшейся вчера же, фактически согласилась с оппонентами строительства. По ее словам, музейщики недовольны архитектурным проектом, но ничего поделать с ним не в состоянии. «Если бы выбирала я, то на этом месте построили бы такое здание, которое меньше всего было заметно, в нем было бы много стекла и воздуха. Но сейчас уже сделать ничего нельзя, а все, что можно, уже сделано», -- констатировала директор кремлевских музеев. Ее заместитель Андрей Баталов напомнил, что конкурс, который выиграл «Моспроект-2», состоялся еще в 2003 году и теперь музейные работники не могут даже внести никаких изменений в проект. «Он достался нам по 94-му федеральному закону (о размещении заказов для государственных нужд. -- Ред.) и не предполагает смену архитектора, выигравшего конкурс, исходя из эстетических предпочтений заказчика», -- отметил Баталов.
Не повлияет на строительство и отставка мэра Юрия Лужкова. «Правительство Москвы к этой стройке никакого отношения не имеет», -- признала Елена Гагарина.
Михаил МОШКИН