Время новостей
     N°177, 29 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.09.2010
Диалоги внешние и внутренние
В Костроме прошел фестиваль «Диверсия»
Небольшая компания «Диалог данс», обитающая в Костроме, вот уже четвертый раз устраивает международный фест современного танца -- и на брега Волги приезжает народ из Дании и ЮАР, Чехии, Франции и Италии. Организаторы феста Иван Естегнеев и Евгений Кулагин удачно придумали формат события: в программе только дуэты. С одной стороны, не требуется гигантский бюджет, с другой -- дуэт очень свободная форма, спектакли отличаются друг от друга радикально.

Одноактовки, показанные в программе нынешней «Диверсии» (ничего подрывного -- название собрано из «диалога» и «версии»), условно можно поделить на две группы: экстраверты и интроверты. Некоторые пары разбирались в себе, в природе дуэта; некоторые рвались общаться с публикой (с помощью слов в том числе).

Абсолютно закрытую, замкнутую на себе историю сотворили московские «По.В.С.Танцы», Александра Конникова и Альберт Альберт в спектакле Ommericom. Почти часовая композиция возникла в результате их путешествий по Америке и Индии. Они представили себе «путешествие душ в другие обстоятельства» -- «Что, если бы меня звали Мэри, а тебя Джозеф?.. Меня -- Радж, а тебя -- Ратха?» Надо сказать, что в медитативном ритме одноактовки не было ничего от Америки --Конникова ходила кругами по сцене, появляясь то с ботинками в руках, то с циновкой, а Альберт старательно мыл пол; к концу сороковой минуты, когда неготовая к насильственной медитации публика начала неслышно и вежливо выбираться из зала, пара встала вверх ногами и изобразила нижними конечностями многорукую богиню. В этом дуэте была своя прелесть, в частности в том, как, появляясь на сцене поочередно, лишь изредка оказываясь на ней одновременно, Конникова и Альберт создавали впечатление совершенной дополняемости друг друга, внутренней гармонии. Но если рассматривать Ommericom именно как спектакль, зрелище нельзя не признать утомительным.

Гораздо лучше смотрелись вещи двух других компаний-интровертов: «Суши», что сотворили в Германии итальянец Альфредо Зинола и кореянка Хьюн Джин Ли, и французский дуэт AlleRetour, показавший спектакль «На сколько хватает глаз». «Суши» -- дивный диалог о манипуляции, о том, как и строится собственно дуэт: как отражение, как рефлексия друг друга. Парочка стоит рядом, бурно жестикулируя; через несколько секунд понимаешь, что это не хаотичный набор движений, то, что она показывает руками, отражается у него на лице. Ну то есть у нее рука идет вниз, а у него клоунски перекашивается физиономия; затем роли меняются, и стоит танцовщику одну руку поднять резко вверх, другую опустить вниз -- рот танцовщицы превращается в высокую и узкую щель. В игре участвуют брови и нос, губы и язык -- в очень быстром темпе, под восхищенный хохот зала. Французы же, на контрасте, обошлись вообще без юмора и без работы лицом -- дуэт Мэтью Кулона и Рено Диабали был с этой точки зрения гораздо более классичен.

Значения имели движения -- их недоговоренность, их откровенность. Два парня взлетали в воздух и перекатывались по сцене, на секунду находя поддержку друг в друге. Периодически они оказывались в разных углах, и предполагалось, что они могут существовать раздельно, -- но как только расстояние становилось слишком большим, одного начинала бить судорога, и он полз к другому, странно, коробчато выгибаясь. Добравшись до цели, замирал; и чувство было правильности, завершенности, успокоения. Пожалуй, французы единственные позволили себе на фестивале недвусмысленно пафосный финал -- когда один из героев перестает двигаться совсем (умирает?), второй несколько раз пытается уйти от него (ну, жизнь же должна продолжаться, да?) -- и каждый раз возвращается; потом сдается совсем и ложится рядом, пристраивая голову на руке партнера.

Эстонско-французский дуэт Nomad'act -- Неле Суисалу и Флоран Хамон на первый взгляд тоже кажутся интровертами, что заняты лишь собой: в основе та же тема управления друг другом (он просит «будь Кармен!» -- и она идет, широко покачивая бедрами). Но к финалу они вышли общаться со зрителями, предлагая им выдать какое-нибудь задание. Надо сказать, что фантазия зрителей богатством не отличалась: кто-то попросил парня сыграть на гитаре, кто-то девушку -- закурить (та ответила, что вообще-то не курит, но движение обозначила). Спектакль сразу забуксовал в этом достаточно бессмысленном диалоге; все-таки лучшая импровизация - это та, что хорошо подготовлена.

Два «главных» вечера фестиваля проходили в Театре имени Островского (замечательная ярусная игрушка позапрошлого века, отличная рамка для современного танца, но и экзамен для него). Открывался же фест на артплощадке «Станция» -- и там были показаны наиболее обаятельные из одноактовок.

Специально поставленный южноафриканским хореографом Пи Джеем Саббагха дуэт «Только ты, только я» исполнили артдиректор феста Иван Естегнеев и Трейси Хьюман из ЮАР. Танцовщица завершила карьеру пять лет назад, сейчас занимается преподаванием и вернулась на сцену специально ради этого проекта. Форматами гораздо более похожая на Монтсеррат Кабалье, чем на кого-нибудь из танцовщиц мира, Хьюман движется с фантастической грацией и абсолютной свободой. Дуэт о несбывшихся - и ненужных -- мечтах вышел забавным и нежным; танцовщик с восхищением вел свою немаленькую даму (за ее спиной могли бы спрятаться два таких, как он), а дама с дивной насмешкой над собой посреди дуэта вдруг начала обозначать позы классического балета. Дополнили этот вечер своим дуэтом две датчанки, Мари Ларсен и Аннет Асп Кристенсен, они за двадцать минут трижды повторили одну и ту же траекторию движения по сцене, но каждый раз выходили в разных нарядах. Выгибания конечностей, шатания костей и рискованные вздрагивания позвоночника каждый раз были одними и теми же -- но публика по-разному воспринимала их, когда танцовщицы выходили в рабочих костюмах, в спецодежде, будто взятой из немецкого порно (как бы «официантка» и как бы «медсестра»), и в меховых одеяниях в виде панды и кролика. Танец ведь практически не менялся? -- почти нет. Так на что вы смотрите, спрашивали спектаклем девушки, на движение или на обстоятельства рядом?

Три дня «Диверсии» снова напомнили костромским жителям, что они живут все-таки на европейском континенте, и это одна из самых важных миссий фестиваля. Надо ли говорить, что на этот фест, которым только и отмечена Кострома на карте современного искусства России, город не дает ни копейки? Правда, в этом году у феста появился генеральный спонсор -- Костромская топливная компания. Люди, выстраивающие сеть автозаправок, кажется, лучше представляют, что нужно городу, чем местная администрация. Значит, и в будущем году танцдиалоги в Костроме будут продолжаться.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец