Время новостей
     N°176, 28 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.09.2010
Не поспоришь
В Кремле выбрали четырех «балерин десятилетия»
При слове «гала-концерт» сознание безжалостно спускается с горних высей диадем и прекрасных балетных ножек и превращается в щелкающий арифмометр, отсчитывающий цифры, гонорары, меру статусности, количество туров... Художественные откровения в рамках бесконечного количества гала-представлений, проводимых в последнее время в нашей стране, можно счесть по пальцам одной руки. Концерт «Звезды балета XXI века», прошедший в Кремлевском дворце, относится к редким исключениям -- некоторые все же случившиеся организационные ляпы были удачно компенсированы уровнем собственно танцев.

С цифрами у «Звезд» все было в порядке: такой балетоманский аншлаг в громоздком зале Кремлевского дворца наблюдался, помнится, лишь однажды -- на юбилее Майи Михайловны Плисецкой. Начинку концерта обеспечивали главные балетные труппы мира, включая Мариинский театр и Парижскую оперу, при этом частично «непремьерский» уровень десанта позволил себе лишь снобский Париж. И по количеству трюков норматив организаторами был выполнен с блеском. Достаточно вспомнить лишь бесконечный аттитюд на пуанте танцовщицы Парижской оперы Дороте Жильбер (который, впрочем, в таком гипертрофированном варианте, вполне естественно не лишенном некоторого покачивания, рождает скорее иронию, нежели восхищение). Не пренебрегли организаторы и самыми техничными танцовщиками -- Наталией Осиповой и Иваном Васильевым, представившими публике очередную порцию новорусского китча в духе разлюли-хохломских досок для серфинга и замещающих голову ушанок Дениса Симачева, который так люб на Западе, да и в родном отечестве не меньше.

Но, задумав маркетинговый ход с награждением «балерины десятилетия», организаторы нечаянным образом обеспечили вечеру стилистическое единство и эстетическую ценность. При том, что затея благополучно провалились -- выбрать из четырех прим лучшую, естественно, не удалось, и «балеринами десятилетия» назвали всех четырех номинанток: титул получили и Диана Вишнева, и Алина Кожокару, и Светлана Лунькина, и Лючия Лакарра. Понять организаторов несложно: даже если судить только по тем выступлениям балерин, что можно было увидеть на территории нашей родины, очевидно, что они доказали свое право на первенство в балетном мире.

Прима-балерина Английского Королевского балета Алина Кожокару деликатно взошла на вершину после исполнения партии принцессы Авроры в «Спящей красавице» в постановке Мариуса Петипа, восстановленной Сергеем Вихаревым, на фестивале «Мариинский» в 2006 году. На гала-концерте в Кремле Кожокару с ее неизменным партнером Йоханом Кобборгом станцевала сцену в спальне из балета Массне «Манон» в постановке Кеннета Макмилана, вложив в нее большую историю любви и страсти.

Диана Вишнева из Мариинского театра, оставаясь бесспорным ньюсмейкером на протяжении всего последнего десятилетия, перешла в ранг небожителей после станцованной «на все времена» классической «Жизели» в паре с премьером Американского театра балета Марсело Гомесом на фестивале «Мариинский» в 2009 году. В ранге номинантки на звание «балерины десятилетия» Вишнева все с тем же Гомесом выплеснула в прощальном па-де-де из балета Джона Ноймайера на музыку Шопена «Дама с камелиями» такой поток страсти, что даже на поклонах оставалась притихшей и слегка растрепанной.

Светлана Лунькина окончательно превратилась в самую ожидаемую балерину Большого после трагичнейшего «Лебединого озера» в редакции Юрия Григоровича, станцованного в паре с Дмитрием Гудановым. После этого судьбоносного спектакля балерина надолго исчезла со сцены. И наконец вернулась. Именно ей досталась честь открывать концерт в номере с учениками Московской академии хореографии и обуза танцевать премьеру номера в необаятельной хореографии Юрия Выскубенко (сопровождал танец иногда подвирающий итальянский тенор Алессандро Сафина). К счастью, Лунькина исполнила еще в паре с премьером Парижской оперы Матьо Ганьо па-де-де из второго акта «Жизели», хрюкающая и хрипящая фонограмма которой лишь парадоксальным образом подчеркнула совершенство исполнения балерины.

И лишь впечатление о приме Баварского балета Лючии Лакарра у не посещающих западные театры балетоманов пока что складывается лишь из бесконечной вереницы номеров в хореографии Ролана Пети («Таис» и «Пленница») в разного рода гала-концертах, исполненных всегда исключительно красиво с бесстрастной нежнейшей улыбкой на лице. Впрочем, остается довериться отборщикам, с которыми вашему покорному слуге удалось совпасть целых три раза.

В итоге гала-концерт «Звезды балета XXI века» хоть и не относится к категории кураторских проектов с единой художественной концепцией, тем не менее позволил оценить единство художественных и эстетических пристрастий организаторов, что уже большая редкость.

Антон ФЛЕРОВ
//  читайте тему  //  Танец