|
|
N°152, 23 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Террористов надо утюжить танками»
Еврейские поселенцы не собираются мириться с арабами
Активист русскоязычных поселенцев на Западном берегу реки Иордан, зав. кафедрой идиша в Университете имени Бар-Илана профессор Велвл ЧЕРНИН в эти дни стал в Израиле героем. Как -- он рассказал по телефону газете «Время новостей».
-- Новое обострение противостояния на территориях началось вечером в четверг с инцидента, участником которого были вы. Что случилось?
-- С разрешения властей я в качестве экскурсовода привез группу более 40 человек к уникальному историческому месту, жертвеннику Иешуа, что в Шхеме (город Наблус. -- Ред.) Как и положено, нас охраняли четыре армейца. Когда мы стояли у святых мест, по нам был открыт огонь из автоматов и пулеметов. Мы залегли. Раненый раввин, до того читавший молитву, начал отстреливаться. Он многих спас. У меня был пистолет, я и солдаты тоже пытались обороняться. Мы, наши женщины и дети, пролежали под огнем около пяти часов! Раввин погиб, четыре человека ранены, в том числе мой сын.
-- Это был теракт?
-- Да нет же! Это был настоящий бой! Псевдоавтономия арабов, пользуясь миролюбием израильских властей, ведет против нас войну на уничтожение всеми средствами, а у нашей армии связаны руки. Если бы армия захотела, нас бы за полчаса эвакуировали. Подлетели вертолеты, но они так и не применили ракеты для подавления огня, под которым подошедшая пехота вытаскивала раненых. Все это вместо того, чтобы поубивать террористов, разрушить дома, из которых они стреляли. Террористов надо утюжить танками. Когда Израиль доведут до того, что он будет плевать на мировое общественное мнение, это произойдет.
-- Арабы силой вынуждают Израиль на уступки. Что вы посоветуете премьеру Бараку?
-- Уйти в отставку немедленно и взять ответственность за все, что произошло. Еврейский народ заставляют силой? В России говорили: в мире нет бойца смелей, чем напуганный еврей. Я не вижу мирного выхода из ситуации. Русские с войной на Кавказе нас поймут. Мы должны держаться, мы -- единственный островок демократии в этом море фундаментализма. У меня дети, я хочу мира. Но реальность такова, что пока мы их не победим окончательно, ничего хорошего не будет.
-- Думаете, их можно победить?
-- Безусловно.
-- Но арабы считают Западный берег реки Иордан -- вы это называете Иудеей и Самарией -- оккупированным. Они требуют, чтобы евреи ушли!
-- Не хочу обидеть моих бывших земляков -- неевреев, но отвечу словами первого премьера Израиля Давида Бен-Гуриона: «Не важно, что говорят и думают неевреи. Важно, что делают евреи». Мы должны бороться за свою страну, которая не больше половины Московской области. Будет нелегко, даже страшно. Но мы выстоим.
-- Вы вообще против создания государства Палестина?
-- Конечно. Это все равно, что предложить русским создать чеченское государство в Чеховском районе Московской области.
-- Что тогда делать с арабами?
-- Израиль -- еврейское государство, где национальные права только у евреев. Гражданские права -- у каждого, независимо от национальности. Нет проблем с лояльными неевреями. С русскими женами евреев, с черкесами, которые служат в нашей армии. Но когда кто-то считает, что евреи вообще не имеют права на независимое государство, с этим нужно бороться. В исторической перспективе лучше бы Палестинскую автономию уничтожить, а арабскому населению предоставить возможности для удобного проживания в других странах. Но мы реалисты и не можем развязывать войну, связанную с массовым выселением. Мы не сталинская Россия, да нам и не позволят. Евреи любят, чтобы все верили, какие они хорошие, поэтому стараются быть лучше. Боюсь лишь, что в итоге нас вынудят пойти по страшному пути, вроде Косова или Боснии. Начнется тяжелейшая анархия, да еще вмешаются соседние арабские страны. Кстати, если они полезут, то автономию просто раздавим, а так она еще останется.
-- Косовский вариант невозможен без США, а они -- ваш союзник.
-- И русским, и американцам до нас дела нет. У всех свои интересы. Демократии Запада готовы продать маленькое еврейское государство. Израиль мог бы переориентироваться на Россию, если б она заняла менее проарабскую позицию. Мы не патриоты США.
-- Арабы особенно ненавидят поселенцев. Кто они такие?
-- Я живу в поселении Кедумим в Иудее и Самарии. Это обычный еврейский населенный пункт, только на территориях, освобожденных Израилем в 1967 году. Скажем, в секторе Газа многие поселенцы -- земледельцы. Находясь под полной юрисдикцией Израиля, поселение в то же время находится под его военным управлением. Мы израильские граждане, но выборы в местный совет проводятся с разрешения военных. Власти поощряют людей селиться в отдаленных районах, предоставляя скидку в 7% подоходного налога. Цены на жилье здесь ниже, а так поселения, где много выходцев из России, -- обычные городки.
-- Поселение огорожено, по ночам мужчины дежурят с оружием. Не проще переехать в Тель-Авив, там не надо воевать?
-- В Тель-Авиве, где были страшные теракты, тоже нужно воевать. Свобода стоит дорого. Это наше право на нашу землю.
-- Синай был тоже занят Израилем в 1967 году, но после мира с Египтом оттуда ушли и израильские войска, и поселенцы.
-- Их выгнали. Религиозные поселенцы сопротивлялись, но их тоже выгнали. Это была трагическая ошибка. Здесь, в Иудее и Самарии, силен религиозный момент. Синайский полуостров не воспринимается как часть освященной традицией земли Израиля. Тогдашний премьер Израиля, уроженец Бреста Менахем Бегин счел возможным уйти. Но, видя, какой у нас мир с Египтом, многие не считают это правильным. С 1967 года прошло более четверти века. Мы уже не поселенцы, мы просто еврейские жители.
-- У Барака есть план отделения от автономии. Что это за план?
-- Видимо, попытка географически разделить нас и арабов, что нереально. Вот еврейское кладбище, а в километре -- арабские деревни. Все вперемешку. Разделить можно только островками. Но и на общепризнанной территории Израиля 1948 года -- 900 тыс. человек арабов, и многие нелояльны. Как от них отделиться? Поэтому нужно показать, кто в стране хозяин. Чтобы никто не осмеливался жечь наш флаг, кидать камни в наших солдат. Чтобы арабы, которые служат в еврейской армии, не боялись возвращаться в деревни. Армия должна принять меры, чтобы мечта арабов о массовом убийстве евреев не была реализована.
Беседовала Елена СУПОНИНА