В США позитивно восприняли оформленное президентским указом решение России не продавать Ирану зенитные ракетные комплексы С-300 и другое вооружение. Американский совет национальной безопасности заявил вчера, что Дмитрий Медведев «проявил лидерские качества в усилиях, направленных на обеспечение выполнения Ираном своих международных обязательств от начала и до конца». По мнению Вашингтона, россияне «добросовестно выполняют
резолюцию 1929 Совбеза ООН» о новых санкциях против Ирана и вместе с другими посредниками «демонстрируют приверженность поиску решения этой проблемы путем переговоров».
Израиль, о грядущем исчезновении которого с лица земли не раз говорили иранские руководители, также «приветствовал решение России, принятое в рамках усилий международного сообщества, направленных на ограничение военной, ядерной и ракетной программы Ирана». Об этом российским журналистам сказал высокопоставленный израильский дипломат на условиях анонимности. По его словам, еврейское государство «считает действия России важным и эффективным шагом на пути предотвращения угрозы распространения ядерного оружия и вероятных конфликтов с его применением как на Ближнем Востоке, так и во всем мире».
А вот министр обороны Ирана Ахмад Вахиди раскритиковал Россию, сказав, что она обязана выполнить подписанный в 2007 году контракт на поставки С-300. Вместе с тем Тегеран демонстрирует, что может сделать шаг навстречу требованиям мирового сообщества. Вчера глава МИД Ирана Манучехр Моттаки, сопровождающий президента Махмуда Ахмадинежада на 65-сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, объявил о готовности возобновить переговоры с группой шести посредников (среди них и Россия), если его стране не будет отказано в стремлении развивать мирный атом. Днем ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что решение проблемы возможно только политико-дипломатическими методами.
В Кремле охарактеризовали президентский указ как часть рутинной работы. «Мы имплементировали в российское законодательство резолюцию Совбеза ООН, это не новый шаг, а выполнение политического решения, принятого в рамках ООН», -- заметил помощник главы государства Сергей Приходько. Он подчеркнул, что на сотрудничество России с иранскими партнерами по сооружению АЭС в Бушере указ «ограничений не накладывает». Он пояснил, что «Бушер целиком находится под контролем МАГАТЭ, и ни у кого по нему вопросов нет».
Тем не менее тревогу по поводу атомных планов Тегерана высказывают и в Москве. Глава комитета по международным делам российского Совета Федерации Михаил Маргелов заметил что, у Ирана ядерного материала «достаточно для создания трех атомных бомб». «И это вблизи наших южных границ», -- подчеркнул он.
Хотя указ президента существенно ограничивает военно-техническое сотрудничество с Ираном, это «не означает, что запрет налагается на все формы и направления такого сотрудничества», о его «приостановке или прекращении речи не идет», разъяснил замглавы МИД России Алексей Бородавкин. Сходная мысль прозвучала в заявлении замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константина Бирюлева: «Мы будем руководствоваться следующим подходом: если в соответствии с резолюцией 1929 выполнение того или иного контракта разрешается, мы будем, безусловно, его выполнять. Если запрещается, то однозначно не будем».
Указ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года» президент Дмитрий Медведев подписал 22 сентября. Он запретил транзитное перемещение через территорию России, вывоз с территории России в Иран, а также передачу Ирану вне пределов России с использованием морских и воздушных судов под государственным флагом России любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем. Это касается также зенитных ракетных систем С-300 и запчастей ко всем вышеперечисленным видам техники.