Время новостей
     N°174, 24 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.09.2010
В свете последних решений
Новый технический регламент вступил в силу с учетом некоторых пожеланий автовладельцев
Вступивший вчера в силу новый технический регламент -- перечень требований, предъявляемых к безопасности автомобилей, оказался не таким строгим, как это предполагалось изначально и чего опасались автодилеры и автовладельцы. Документ этот был утвержден постановлением правительства еще 10 сентября 2009 года и первоначально содержал большое количество спорных с точки зрения автомобильного сообщества моментов: к примеру, в первоначальной редакции техрегламента разрешалось эксплуатировать в России только машины с 17-значным идентификационным номером (VIN), а например, у машин с внутреннего японского рынка маркируется только кузов -- 11 цифрами. За год, прошедший с момента утверждения регламента до вступления его в силу, некоторые позиции автомобилистам удалось отбить, отстояв, в частности, право на импорт праворульных машин и «американок».

В большинстве комментариев, появившихся после вступления техрегламента в силу, прежде всего обращалось внимание на то, что документ устанавливает требования, предъявляемые к тонировке стекол машин. Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее 75% для лобового стекла и 70% для передних боковых стекол. Это требование отнюдь не ново, но одновременно в «автомобильную» главу Кодекса об административных правонарушениях были внесены поправки, увеличивающие штраф за нарушение этого требования техрегламента. Отныне санкция за чрезмерную тонировку повышается со 100 до 500 рублей.

Самое спорное, с точки зрения автомобилистов, требование техрегламента -- упомянутое выше требования об обязательности 17-значного VIN-кода было отменено буквально накануне вступления документа в силу. Поправки, отменившие это требование, были внесены в регламент в начале нынешнего месяца. «Правый руль по новому техническому регламенту может быть использован, -- констатирует глава профильного комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. -- Идентификационные номера тоже признаются, для того чтобы японские автомобили, которые используют другое количество цифр в VIN, тоже могли быть зарегистрированы». Однако импортерам и пользователям японских авто рано радоваться -- в техрегламенте остались подводные камни. Согласно техрегламенту на «колесном транспортном средстве», ездящем по российским дорогам, не могут применяться фары, предназначенные для английского или японского левостороннего движения. Впрочем, регламент допускает наклейку пленок для корректировки светового пучка. Вопросы остаются и по «американкам» с их красными поворотниками. Согласно техрегламенту машины, в том числе ввозимые в Россию, должны быть в обязательном порядке оборудованы оранжевыми поворотными огнями.

В целом импортерам придется принять во внимание то, что теперь на таможне, исходя из новых технических правил, будут проверять наличие документов «о соответствии ввозимого колесного транспортного средства требованиям техрегламента». Ранее это требовалось лишь при импорте нового авто, теперь требование распространяется и на подержанные. Смогут ли частные лица, решившие ввезти машины в Россию, представить такой комплект бумаг в надлежащем виде, большой вопрос, отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» координатор московского отделения Федерации автовладельцев России Дмитрий Самарин. «В целом неясно, в какой мере при ввозе автомобилей частными лицами (а это основные потребители подержанных авто) необходимо проходить процедуру сертификации», -- отмечает г-н Самарин.

Заметим, что в нынешнем варианте техрегламента изменилась формулировка понятия «выпуск в обращение транспортных средств», применительно к импортируемым автомобилям. В первоначальном тексте говорилось, что дата выпуска в обращение -- это дата оформления документов, разрешающих эксплуатацию авто на территории России. Таким образом, от фактического ввоза машины в страну до регистрации ее в ГИБДД имелся бы промежуток времени, в течение которого можно было бы привести автомобиль в соответствие с техрегламентом -- к примеру, заменить те же красные поворотники на стандартные. Однако в действующем тексте присутствует иная формулировка: под «выпуском иномарки в обращение» понимается выдача паспорта транспортного средства (ПТС), а этот документ оформляется на таможне.

Кроме того, отмечает г-н Самарин, учитывая то, как у нас работают таможня и ГИБДД, на границе вообще могут прекратить оформлять ввезенные машины, поскольку у таможенников нет каких-то внутренних разъяснений. «Я недавно был на российско-финской границе и могу засвидетельствовать, что таможенники вообще не в курсе, что это такое -- новый техрегламент -- и с какой стороны к этому подойти», -- отмечает представитель ФАР.

«В целом можно сказать, что технический регламент написан на настолько «профессиональном» языке, что понять этот документ простому обывателю крайне сложно», -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, обычному автолюбителю, не имеющему отношения к бизнесу, связанному с ввозом иномарок, следует обратить внимание лишь на несколько аспектов техрегламента. Помимо уже упоминавшихся выше требований о тонировке стекол это нововведение, касающееся шин. Если раньше можно было использовать шины с остаточной глубиной протектора до 1,6 мм, то после ввода в действие техрегламента этот показатель должен составлять не менее 4 мм для зимней и всесезонной резины.

«Кроме того, серьезное значение имеет норма, касающаяся «кенгурятников», -- использование этих конструкций на легковушке разрешается лишь в том случае, если «кенгурятники» изготовлены из мягкого материала и входят в заводскую комплектацию», -- уточнил г-н Травин. Зато в окончательном варианте техрегламента были смягчены требования к машинам с ксеноновыми -- газоразрядными фарами. Если изначально планировалось обязать владельцев автомобилей с ксеноном устанавливать фароочистители и автоматические корректирующие устройства регулировки угла наклона во всех видах таких фар, то в окончательном тексте такое требование осталось только для фар ближнего света. Было смягчено требование по обязательному оборудованию машин системами ГЛОНАСС -- оно будет распространяться не на все авто, а лишь на автомобили, перевозящие опасные грузы или используемые для коммерческой перевозки пассажиров.

Михаил МОШКИН