Время новостей
     N°173, 23 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.09.2010
Программа "500 метров"
Главный архитектор столицы: "Большой театр не обеспечит москвичам ежедневный комфорт"
Столичные чиновники, столкнувшиеся с волной упреков в нарушении всех мыслимых норм градостроительства, решили ответить критикам цифрами. Создаваемые сейчас в Москомархитектуре своеобразные нормативы комфортного проживания в мегаполисе, похоже, позволят стройкомплексу не только публично продемонстрировать заботу о горожанах, но и обосновать право на уплотнительную застройку в ряде микрорайонов, в том числе и в центре Москвы. О необходимости пересмотреть нормативы присутствия социальной инфраструктуры в жилых массивах заявил вчера главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Из его слов следовало, что новые «показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека» закрепят в столичном законодательстве нормы доступности для населения как социальных объектов (детских садов, школ и спортивно-оздоровительных комплексов), так и транспортной инфраструктуры. «Когда мы говорим о нормах градостроительного проектирования, мы говорим о том, что жители Москвы не должны жить хуже, чем жители любого другого города. В Москве есть Большой театр, но он не обеспечит ежедневный комфорт москвичей», -- декларировал Александр Кузьмин.

Проект закона «О нормах и правилах градостроительного проектирования», работу над которым предполагается завершить в ближайшие полгода, будет регламентировать, например, «расстояние от подъезда до остановки общественного транспорта и радиус действия метрополитена». «Любой проект, который предусматривает новое строительство, должен будет обеспечить расстояние не более 500 метров от места проживания до остановки общественного транспорта и общеобразовательной школы, не более 300 метров до детского сада и сквера внутри квартала», -- рассказал «Времени новостей» директор центра развития нормативной базы градостроительства ГУП «НИиПИ генплана» Георгий Юсин.

При этом, судя по его словам, новые нормативы обеспечения городской застройки транспортной и социальной инфраструктурой могут стать дополнительным основанием для дальнейшего освоения центра Москвы. «В центре мы сталкиваемся с необходимостью для достижения этой нормы выйти за рамки тех режимов охраны, которые установлены для исторической среды», -- заявил г-н Юсин. Также необходимостью приблизиться к нормам «комфорта» чиновники и архитекторы смогут объяснить начало строительства в уже сложившихся микрорайонах так называемых социальных объектов шаговой доступности.

Но при этом разработчики новых нормативов комфортабельного проживания в Москве изначально признают, что не намерены всерьез вторгаться в одну из самых болевых сфер городской жизни и, скажем, пересчитывать соотношение жилой застройки и протяженности и ширины улиц. «Некоторые транспортные узлы так и останутся нерешенными», -- предупредил Александр Кузьмин, посетовавший на то, что «нам исторически досталась разряженная сеть улиц». В то же время, отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», главный архитектор столицы заявил, что утвержденный недавно генплан развития до 2025 года предусматривает строительство порядка 400 км новых дорог. «Их надо построить обязательно», -- заявил он.

По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, новое жилищное и офисное строительство в Москве может вестись исключительно при наличии транспортного ресурса территории. «Соотношение жилищной застройки и транспортных возможностей территории должно быть четко прописано в генплане и сопровождающих его документах», -- заявил он «Времени новостей». Но в последние 15 лет, по словам г-на Блинкина, «все балансы были нарушены», и теперь градостроители могут лишь играть с цифрами на бумаге -- в реальности дорожное строительство существенно отставало от темпов возведения жилья, офисных и торговых центров. «Как мы будем выкручиваться из этого после Юрия Михайловича, непонятно», -- сетовал г-н Блинкин на градостроительную недальновидность мэрии.

В Москомархитектуре, судя по всему, заранее готовятся и к более массированной критике своих предложений, в том числе и со стороны «зеленых». Александр Кузьмин заявил, что законопроект о нормах градостроительного проектирования, который еще даже не внесен в Мосгордуму, вплоть до третьего чтения будет отслеживаться Госэкоэкспертизой. «Чтобы никто потом не сказал, что внесли один документ, а в результате вышел другой, экологи нас будут сопровождать все четыре-пять месяцев», -- заявил главный архитектор города в беседе с корреспондентом «Времени новостей». Предполагает г-н Кузьмин и дискуссии в самой Мосгордуме.

Напомним, что одна из последних законодательных инициатив Москомархитектуры -- генплан развития до 2025 года -- стала предметом не только общественной и политической дискуссии, но и судебного разбирательства. Как раз вчера Мосгорсуд отказал в передаче в Верховный суд РФ иска лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина об оспаривании генплана Москвы. Г-н Митрохин настаивал на том, что разбирательство должно вестись судом любого субъекта федерации, кроме Москвы, но получил отказ. Слушание по существу его иска, в котором указывается, что генплан был разработан до утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, к нему не прилагались требуемые законом документы, в частности заключение и протоколы публичных слушаний, а также положительное заключение государственной экспертизы, отложено до 6 октября.

Продолжаются споры и по поводу готовящихся ко второму чтению в Мосгордуме правилам землепользования и застройки (ПЗЗ). Как рассказал г-н Кузьмин, от депутатского корпуса поступило порядка 600 предложений по конкретным адресам по изменению нормативов плотности и высотности застройки территорий столицы. «Одну треть этих поправок мы приняли, а в остальной части не согласились с депутатами, причем в основном там, где они просили увеличить объемы», -- рассказал главный архитектор. Дата рассмотрения проекта ПЗЗ еще не назначена.

Юлия ХОМЧЕНКО